Профстандарт специалиста по охране труда закреплен на уровне федерального законодательства. Для чего он предназначен и каковы его важнейшие характеристики?

 

Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда» 2017 года

Основные нормы профессионального стандарта для специалиста в области охраны труда

Итоги

 

Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда» 2017 года

Для сферы охраны труда профстандарт — источник норм, которые могут быть использованы работодателем:

  • для корректного составления трудового договора, должностной и иных инструкций работника;
  • для повышения эффективности кадрового менеджмента.

Профстандарт представляет собой характеристику квалификации, которая нужна работнику для осуществления им той или иной профессиональной деятельности, поэтому содержащиеся в нём нормы могут быть критериями принятия новых сотрудников на работу.

Подробнее о роли профстандартов читайте в статье «Закон о профстандартах с 2016 года - последние изменения».

Российский профессиональный стандарт по охране труда был введен приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н. Данный НПА сохранил актуальность и в 2017 году.

Приказ № 524н фиксирует основные требования к знаниям и навыкам работников соответствующего профиля, а также классифицирует их трудовые функции на 3 группы (обобщенные функции) и 9 подгрупп (конкретизированные функции).

Приказ № 524н устанавливает, что специалист по охране труда должен соответствовать как минимум 6-му уровню квалификации — в соответствии с критериями, утвержденными приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н, а при выполнении некоторых трудовых функций — 7-му уровню.

Основные нормы профессионального стандарта для специалиста в области охраны труда

Профстандарт данного специалиста предполагает выполнение им трудовых функций:

1. Внедрение и обеспечение корректной работы системы управления безопасностью труда.

Специалист в рамках рассматриваемой группы трудовых функций может заниматься:

  • нормативным обеспечением системы охраны труда;
  • вести работу по снижению уровня профессиональных рисков в компании;
  • работать с информацией, касающейся вопросов охраны труда;
  • осуществлять контроль за соблюдением законодательства и локальных норм в области охраны труда.

2. Мониторинг работы системы управления безопасностью труда.

В рамках данной группы функций специалист может решать такие задачи, как:

  • контроль за соблюдением норм охраны труда, выполнением требований по условиям труда в фирме;
  • расследование и учет инцидентов на производстве, профилактика профзаболеваний.

3. Планирование, разработка и модернизация системы управления безопасностью труда.

О том, какой документ может регламентировать созданную работодателем систему управления охраной труда, читайте в материале «Положение о системе управления охраной труда - образец».

Сотрудник, чья работа связана с этой группой функций, может:

  • определять цели и задачи предприятия в области управления охраной труда;
  • осуществлять оценку эффективности системы безопасности труда;
  • управлять полномочиями, ответственностью, а также обязанностями сотрудников организации в сфере охраны труда;
  • участвовать в ресурсном обеспечении деятельности компании в сфере охраны труда.

Первая группа трудовых функций предполагает наличие у работника 6-го уровня квалификации, а также соответствия как минимум одному из нижеследующих требований:

  • высшее образование по специальности «Техносферная безопасность» (либо иной схожей с ней);
  • высшее образование по любой профессии, которое дополнено тем, что связано со сферой безопасности труда;
  • среднее образование по любой специальности, дополненное тем, которое связано со сферой безопасности труда.

Что касается опыта работы, то первая трудовая функция:

  • допускает его отсутствие при наличии у сотрудника высшего образования;
  • требует как минимум 3-летнего опыта работы при наличии у специалиста среднего образования.

Вторая группа трудовых функций имеет практически те же характеристики, что и первая в части квалификационных требований к специалисту.

Третья группа трудовых функций требует наличия у специалиста:

  • 7-го уровня квалификации;
  • высшего образования (по профильной специальности или дополненного тем, что связано со сферой охраны труда);
  • как минимум 5-летнего опыта работы в сфере охраны труда.

О том, как профстандарты внедряются в применение, читайте в статье «Внедрение профессиональных стандартов в организации».

Итоги

Профстандарт специалиста по охране труда утвержден Минтрудом РФ. Данный документ может использоваться при составлении трудовых договоров и инструкций, а также как источник норм, являющихся критериями для оценки квалификации кандидатов на трудоустройство.