Какие товары не облагаемые НДС закреплены в Налоговом кодексе?

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Не облагаемые НДС товары перечислены в ст. 149 НК РФ. Данный перечень имеет закрытый характер и не допускает дополнений. Споры налогоплательщиков с налоговыми органами возникают по вопросам внутреннего содержания освобожденных от налога операций. Рассмотрим их подробнее.

 

Что не облагается НДС

Какие документы на поставляемые при безвозмездной помощи товары, не облагаемые НДС, надо подавать в инспекцию?

Медицинское оборудование, не облагаемое НДС

При каких условиях правомерно включение в товары, не облагаемые НДС, принадлежностей к медицинским изделиям?

Возможно ли освобождение от НДС при реализации перчаток для протезов?

Возможно ли освобождение от НДС реализации линз для коррекции зрения с пониженным светопропусканием?

 

Что не облагается НДС

При внимательном изучении положений ст. 149 НК РФ можно сделать вывод, что на территории РФ НДС не облагается реализация следующих товаров:

  1. Медицинского оборудования и медицинских изделий по специальным перечням, утвержденным Правительством РФ (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ). Внимание! С 13 октября 2015 г. введен единый перечень медтоваров, не облагаемых НДС.
  2. Технических средств, которые могут применяться для реабилитации инвалидов или профилактики инвалидности. Детальный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042, до 13.10.2015 - постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 № 998.
  3. Продуктов питания, произведенных столовыми медицинских и образовательных учреждений и реализуемых в таких учреждениях. Продуктов питания, произведенных на предприятиях общественного питания и реализованных столовым в медицинских и образовательных учреждениях (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ и письмо ФНС России от 19.10.2011 № ЕД-4-3/17283@). Отдельно Минфин России в письме от 14.09.2009 № 03-07-14/95 указал, что индивидуальным предпринимателям эту льготу применять нельзя, несмотря на то что арбитражные суды в некоторых случаях принимали до этого сторону ИП (определение ВАС РФ от 07.02.2007 № 649/07, постановление ФАС Центрального округа от 20.05.2008 № А68-668/07-22/14).
  4. Товаров магазинов беспошлинной торговли, если такие товары помещены под таможенную процедуру (пп. 18 п. 2 ст. 149 НК РФ).
  5. Лома и отходов металлов — как черных, так и цветных (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Для уточнения понятий «лом» и «отходы» Минфин России в письме от 01.07.2011 № 03-07-07/32 рекомендует обращаться к Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ГОСТам и техническим условиям. В НК РФ расшифровка этих понятий отсутствует.
  6. Товаров налогоплательщиков, являющихся российскими маркетинговыми партнерами МОК (пп. 27 п. 2 ст. 149 НК РФ, ст. 3.1 ФЗ от 01.12.2007 № 310-ФЗ). Освобождение предоставляется, если реализация товаров производилась в рамках проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (пп. 27 п. 2 ст. 149 НК РФ). Данная норма вступила в силу 1 января 2010 г. и должна применяться до 1 января 2017 г. (ч. 6 ст. 12 ФЗ от 30.07.2010 № 242-ФЗ).
  7. Продукции собственного производства налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере производства сельхозпродукции, если удельный вес от ее реализации будет не менее 70%. В этом случае не облагается НДС продукция, выдаваемая в счет натуральной оплаты труда и реализуемая для организации общественного питания работников, занятых в сельскохозяйственных работах (пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ).
  8. Руды и концентратов ценных металлов, а также самих металлов (пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ).
  9. Необработанных алмазов (пп. 10 п. 3 ст. 149 НК РФ).
  10. Товаров, поставляемых в рамках оказания безвозмездной помощи РФ. Подакцизные товары в это число не включаются (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).

При продаже товаров, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ, вы можете отказаться от освобождения от НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ). Отказ от НДС для операций из п. 1 и 2 ст. 149 НК РФ невозможен.

Подробности см.в материале «Как отказаться от освобождения от НДС».

Отказаться от льготы по НДС можно путем направления заявления в территориальную ИФНС. Заявление составляется в произвольной форме. При этом следует уложиться до 1 числа месяца того налогового периода, в котором компания собирается прекратить пользование данными привилегиями (с учетом рекомендаций, изложенных в письме ФНС РФ от 26.08.2010 № ШС-37-3/10064).

Пример такого заявления см. в материале «Образец заявления об отказе от освобождения от НДС».

Какие документы на поставляемые при безвозмездной помощи товары, не облагаемые НДС, надо подавать в инспекцию?

Подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ определены документы, которые следует подавать в налоговый орган для освобождения от налогообложения товаров, поставляемых в рамках оказания безвозмездной помощи.

Если такие документы будут отсутствовать на момент определения налоговой базы, то НДС начислить придется обязательно. Сумму налога при этом организация будет уплачивать из собственных средств. Более того, НДС к вычету не будет принят, если документы будут поданы позже установленного срока (письмо ФНС России от 09.08.2006 № 03-4-03/1508@).

Судебная практика показывает, что у налогоплательщика есть реальная возможность оспорить решение налогового органа в тех обстоятельствах, когда пакет документов отсутствует на момент определения базы по НДС. Арбитры признают за налогоплательщиками право на вычет даже в таких случаях (определение ВАС РФ от 01.07.2008 № 8400/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.08.2008 № А42-190/2008 и 18.08.2008 № А42-3909/2007).

Кроме того, Минфин России в письме от 23.03.2010 № 03-07-07/08 указывает, что в случае реализации услуг при оказании технической помощи налогоплательщик должен быть указан как организация-поставщик в документе, удостоверяющем, что соответствующие товары, работы или услуги имеют прямое отношение к технической помощи. Если организация поименована как уполномоченная донором, то освобождение применить не удастся.

Медицинское оборудование, не облагаемое НДС

НДС не облагается реализация медицинских товаров, произведенных в России и за рубежом. Перечень таких товаров утвержден Правительством РФ в постановлении от 30.09.2015 № 1042 (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ) и включает жизненно необходимые и важнейшие медицинские изделия (письмо УФНС России по г. Москве от 23.03.2010 № 16-15/029771).

Внимание! С 13 октября 2015 г. введен единый перечень медтоваров, не облагаемых НДС.

Чтобы получить право на освобождение от НДС, налогоплательщик должен представить в инспекцию регистрационное удостоверение на данное медицинское изделие или регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинской техники) - до 1 января 2017 года (абз. 4 пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, абз. 2 и 3 пп. "а" п. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 64 федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ).

При каких условиях правомерно включение в товары, не облагаемые НДС, принадлежностей к медицинским изделиям?

По данному вопросу есть 2 противоположные точки зрения.

1. Точка зрения чиновников: реализация отдельных принадлежностей освобождается от НДС при наличии индивидуального регистрационного изделия.

Позиция чиновников заключается в том, что если принадлежности, входящие в комплект к медицинским изделиям, реализуются отдельно, то их реализация будет освобождена от НДС только при наличии отдельного регистрационного удостоверения.

Аргументы в пользу такого утверждения содержатся, например, в письме Минфина России от 13.05.2014 № 03-07-14/22439. Авторы письма утверждают, что в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, от НДС освобождается операция по реализации медицинских изделий, перечисленных в перечне, утв. постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 № 19. В примечании к данному перечню сказано, что к перечисленным в нем изделиям можно отнести лишь те, которые имеют регистрационное удостоверение с указанием кода ОКП.

Буквальное прочтение этого примечания позволило чиновникам сделать вывод о том, что изделия, которые реализуются отдельно от комплектов, для освобождения от НДС тоже должны иметь регистрационные удостоверения.

Аналогичные выводы содержатся при этом еще в нескольких письмах Минфина России: от 28.05.2013 № 03-07-07/19195, 02.04.2013 № 03-07-07/10638 и 27.02.2013 № 03-07-07/5687.

2. Альтернативная точка зрения: по Налоговому кодексу весь комплект НДС не облагается — значит, и каждое отдельное изделие тоже обложению не подлежит.

Альтернативная позиция основана на утверждении, что при реализации даже отдельной части комплекта медицинских изделий для освобождения от НДС достаточно наличия регистрационного удостоверения на весь комплект.

В поддержку позиции свидетельствуют исключительно судебные решения. Так, в постановлении ФАС Северо‑Западного округа от 06.03.2012 по делу № А56-8184/2011 указано, что НК РФ (ст. 149 и 150) не связывает предоставление льготы по НДС с соблюдением комплектности медицинских изделий. Отдельные части комплекта не утрачивают своей важности и жизненной необходимости только по той причине, что отделены от комплекта.

Аналогичные аргументы приведены в постановлениях ФАС Северо‑Кавказского округа от 06.06.2007 № Ф08-3088/2007-1271А по делу № А32-8807/2006-57/306 и ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2005 № А56-19302/04.

Возможно ли освобождение от НДС при реализации перчаток для протезов?

Возможность освобождения от НДС при реализации данной категории товаров отдельно не предусмотрена в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. Однако ФНС России в письме от 14.05.2009 № ШС-17-3/90@ указывает, что такие перчатки, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, относятся к протезно-ортопедическим изделиям (перчатки для протезов, код 93 9697). Правительство РФ в постановлении от 21.12.2000 № 998 определило, что такие изделия можно освободить от НДС.

Судебная практика по данному вопросу отсутствует.

Возможно ли освобождение от НДС реализации корректирующих линз с пониженным светопропусканием?

Операции по реализации очков и линз, предназначенных для коррекции зрения, и оправ для таких очков тоже не облагаются НДС. Перечень этих товаров утвержден Правительством РФ в постановлении от 28.03.2001 № 240.

По корректирующим линзам с пониженным светопропусканием есть 2 противоположные точки зрения.

1. Точка зрения чиновников: реализация такого вида линз облагается НДС.

Позиция чиновников заключается в том, что реализация и ввоз в РФ таких линз должна облагаться НДС на основании пп. 1 п. 2 ст. 149 и п. 2 ст. 150 НК РФ.

Так в письме Минфина России от 27.03.2013 № 03-07-07/9763 линзы для коррекция зрения с пониженным светопропусканием причислены к солнцезащитным — а их реализация, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, не освобождена от НДС.

Аналогичные аргументы приведены в письме Минфина России от 11.03.2005 № 03-04-05/01 и письме ФТС России от 16.03.2010 № 05-18/11824.

2. Альтернативная точка зрения: реализация и ввоз в РФ таких линз НДС не облагается на основании того, что главное их назначение — коррекция.

В поддержку данной позиции свидетельствуют исключительно судебные решения. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 04.09.2013 по делу № А41-41158/12 пришел к следующему выводу: поскольку линзы с пониженным светопропусканием для корректирующих зрение очков включены в перечень из постановления Правительства РФ от 28.03.2001 № 240, то их реализация не должна облагаться НДС. Выводы же таможенных органов о том, что такие линзы в первую очередь имеют солнцезащитные функции, а затем уже коррекционные, не имеют под собой оснований.

Аналогичные доводы приведены в постановлениях ФАС Московского округа от 03.12.2012 по делу № А40-101371/11-17-889 (определением ВАС РФ от 12.04.2013 № ВАС-3513/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Уральского округа от 28.05.2013 № Ф09-4257/13 по делу № А60-38675/2012 и ФАС Уральского округа от 28.05.2013 № Ф09-4257/13 по делу № А60-38675/2012.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения