Ст. 32 НК РФ (2015): вопросы и ответы

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Статья 32 НК РФ: официальный текст

Статья 32 НК РФ

Скачать ст. 32 НК РФ

Ст. 32 НК РФ (2015): вопросы и ответы

Ст. 32 НК РФ рассказывает об обязанности налоговиков по соблюдению законодательства о налогах, учете налогоплательщиков и по формированию информации о состоянии расчетов по налогам. Вопросы и ответы помогут бухгалтерам работать с ФНС.

 

О чём говорится в статье 32 НК РФ?

Что изменено в ст. 32 НК РФ в 2015 году?

Как нужно применять положения п. 3 ст. 32 НК?

При каком размере недоимки материалы передают следствию?

Может ли ИФНС не ответить на запрос фирмы о налогах?

Как проверить, получила ли ИФНС оплату по налогу?

Законен ли вызов представителя фирмы в ИФНС?

 

О чём говорится в статье 32 НК РФ?

В статье прописаны обязанности ФНС, которые не требуют расширительного толкования. К ним относят:

  • контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательных актов о налогах;
  • ведение учета субъектов права с заполнением специального реестра;
  • информирование субъектов (без взимания платы) о:
  • их правах и обязанностях;
  • действующих налогах;
  • разъяснениях законов и НПА;
  • правилах расчета налогов и сборов и отчетности по ним;
  • реквизитах для оплаты налогов;
  • соблюдение налоговой тайны (ст. 102 НК РФ);
  • предоставление копии акта проверки.

При необходимости фирма может послать запрос в ИФНС для выяснения состояния расчетов по любому из налогов, осуществить возврат излишне оплаченного налога по заявлению.

Основная обязанность ФНС — соблюдение налогового законодательства. Но в то же время инспекторы не должны выполнять обязанности, не указанные в законодательных нормах.

К ним можно отнести:

  1. Предоставление сведений о контрагенте и о его надежности (письмо ФНС от 17.10.12 № АС-4-2/17710).
  2. Уведомление о переходе с одного вида налогообложения на другой (например, с УСН на ОСН) в связи с тем, что фирма превысила требования по выручке.

Что изменено в ст. 32 НК РФ в 2015 году?

Согласно закону от 04.11.14 № 347-ФЗ «Об изменениях в Налоговый кодекс» в п. 4 добавлен подп. 4.1 и откорректирован подп. 11 ст. 32 НК РФ. Эти изменения введены с 01.07.15 и касаются использования личного кабинета плательщика налогов. Через него можно получать от ИФНС в электронном виде:

  • акты сверки по налогам и другим платежам;
  • квитанции о получении ФНС документов от плательщиков налогов.

Передачу документов производят по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в зашифрованном виде. Тем самым значительно упрощается общение между налоговиками и фирмами.

О том, какие обязанности появились у налогоплательщика по п. 5.1 ст. 23 НК, см. в материале «Ст. 23 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Как нужно применять положения п. 3 ст. 32 НК РФ?

В п. 3 ст. 32 НК РФ описывается порядок действий ФНС при нарушении фирмой требования об оплате налога. Плательщику налога вручают требование об уплате, срок для исполнения обязанности — 2 месяца. При невыполнении действия руководства фирмы расцениваются как преступные. ФНС обязана в течение 10 дней отправить материалы по неуплате в следственные органы. Они, в свою очередь, должны провести следствие с учетом норм ст. 198–199 УК РФ.

ФНС считает, что материалы нужно отправлять в следственные органы, на подведомственной территории которых расположена направившая их налоговая инспекция (письмо ФНС от 29.12.11 № АС-4-2/22500).

Необходимо помнить, что уплата налога является прерогативой самого плательщика. Он не имеет права передоверить эту процедуру другим фирмам.

О невозможности заплатить налог см. в статье «Заплатить налоги должен именно сам налогоплательщик».

При каком размере недоимки материалы передают следствию?

Собранные материалы по неуплате налогов передают следствию. Этого же требует Верховный суд РФ (постановление пленума ВС РФ от 28.12.06 № 64).

Разъяснения по суммам недоимки и следующая квалификация преступных действий оговорены в п. 12 указанного постановления. Предварительно нужно рассчитать суммарную величину недоимки за 3 последовательных года. Учету подлежат налоги, у которых минули сроки оплаты. Сумму их рассчитывают, используя примечания к ст. 198–199 УК РФ. По величине суммы недоимки градация такова:

  1. Для физлиц:
  • крупная недоимка — более 600 000 руб.;
  • особо крупная недоимка — более 3 000 000 руб.
  1. Для организаций:
  • крупная недоимка — более 2 000 000 руб.;
  • особо крупная недоимка — более 10 000 000 руб.

Согласно ст. 198 УК РФ неуплата налогов в крупном размере приводит к осуждению виновника и к применению различных видов наказания, начиная от штрафа и заканчивая лишением свободы. Для лиц, которые впервые совершили такой проступок, могут сделать снисхождение. Однако для этого они должны полностью оплатить всю имеющуюся задолженность по налогам и погасить начисленные штрафы и пени.

При данных видах недоимок предусматривают следующие наказания:

  1. Для физлиц:
  • предъявление штрафов в размере 100 000–500 000 руб.;
  • работы по решению суда до 3 лет;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.
  1. Для организаций:
  • штраф в таком же размере, как и для физлиц;
  • срок по работам по решению суда увеличен до 5 лет;
  • срок нахождения в тюрьме увеличен до 6 лет;
  • включено требование о невозможности руководителю занимать должности, указанные в решении суда.

Взысканию недоимок посвящена статья «В 2015 году недоимку до 5 миллионов с лицевого счета могут взыскать без суда».

Может ли ИФНС не ответить на запрос фирмы о налогах?

Согласно ст. 32 НК ИФНС обязана давать информацию плательщикам налогов:

  • о действующих в данное время налогах;
  • о порядке их расчета;
  • об отчетности по ним с указанием используемых форм и разъяснением их заполнения;
  • комментарии по правильности заполнения деклараций по конкретному налогу.

Также налоговая инспекция обязана отправлять фирме справки о состоянии расчетов по конкретному налогу, начисленным штрафам и пеням на основании имеющихся у них сведений. ИФНС на основании запроса фирмы обязана осуществить сверку расчетов по конкретному налогу. В остальном фирма сама производит все расчеты и отвечает за их достоверность.

В случае некорректно подготовленного запроса фирмой ИФНС не сможет на него правильно ответить.

Актуальную форму справки по расчетам с ФНС вы можете найти в статье «Обновилась справка расчетов с бюджетом».

Как проверить, получила ли ИФНС оплату по налогу?

Получение налоговиками платежей от фирмы можно проверить, запросив письмом у ИФНС результаты сверки по конкретному налогу. Из этого документа можно определить:

  • имеется ли задолженность по налогу;
  • поступили ли отправленные платежи.

Для сверки используют период не более 3 лет. Текст письма, инициирующего сверку, должен содержать следующие данные:

  • за какой период проводится сверка;
  • по какому налогу она производится;
  • способ направления результатов сверки налогоплательщику.

При использовании личного кабинета плательщика налогов акт сверки можно получить в электронном виде. Регулярно проводя мероприятия по сверке, можно исключить начисление пени в случаях, когда имеется переплата по одному налогу, а недоимка — по другому.

О возможности избежать пени читайте в материале «Когда налоговая переплата не спасет от начисления пеней».

Законен ли вызов представителя фирмы в ИФНС?

Вызов представителя фирмы в ИФНС законен. Представитель фирмы может дать инспектору ИФНС необходимые пояснения по возникшим вопросам. Контроль за исполнением законодательства по налогам в фирме может проводиться посредством (ст. 82 НК РФ):

  • налоговой проверки;
  • получения разъяснений плательщиков налогов;
  • анализа представленных деклараций и сопутствующих документов;
  • мониторинга налогов.

При проведении камеральной проверки возможны случаи, когда требуется вызвать представителя фирмы для пояснений отчетности по налогам. Поэтому такое мероприятие ИФНС использует для снятия возникших проблем при проверке отчетности. Вызов оформляется в письменном виде, форма уведомления приведена в приказе ФНС «Об утверждении форм документов» от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В случае неявки представителя фирмы может быть применена административная ответственность — предупреждение или штраф. Согласно ст. 19.4 КоАП штраф для должностного лица составляет от 2 000 до 4 000 руб.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения