Понятие и содержание налоговой тайны определено в НК РФ, и в последнее время в этом вопросе появлялись отдельные нововведения. О расшифровке данного понятия и нюансах его практического применения узнайте из нашего материала.

 

Статья 102 НК РФ о налоговой тайне

Правовой режим защиты налоговой тайны и ответственность за ее разглашение

Формы и способы получения налоговиками сведений, составляющих налоговую тайну

Основные признаки сведений, относимых к налоговой тайне

Согласие налогоплательщика на разглашение сведений: форма-2017

Итоги

 

Статья 102 НК РФ о налоговой тайне

Понятие налоговой тайны расшифровано в п. 1 ст. 102 НК РФ: сведения, составляющие налоговую тайну (СНТ), — это любая информация о налогоплательщике и (или) плательщике страховых взносов:

  • полученная должностными лицами различных госорганов (налоговых, таможенных и др.) при выполнении ими служебных обязанностей;
  • за исключением сведений, указанных в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ (общедоступной информации, отдельных данных о налогоплательщике и др.).

Отдельно в статье акцентируется внимание на нюансах признания в качестве СНТ сведений, содержащихся в спецдекларации, предоставляемой налоговикам в соответствии с законом «О добровольном декларировании физлицами активов и банковских счетов» от 08.06.2015 № 140-ФЗ. А именно:

  • информация из спецдекларации включается в разряд СНТ без предусмотренных в п. 1 исключений (кроме подп. 4,9–13);
  • при утрате документов, прилагаемых к декларации, и (или) незаконном разглашении содержащейся в этой декларации информации предусмотрена уголовная ответственность;
  • данные декларации могут истребоваться у налоговиков только по запросу самого декларанта.

Важными аспектами, рассмотренными в ст. 102 НК РФ, являются вопросы соблюдения режима налоговой тайны. Как анализируются вопросы защиты налоговой тайны в ст. 102 НК РФ — см. в следующем разделе.

Правовой режим защиты налоговой тайны и ответственность за ее разглашение

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговая тайна охраняется законом, а именно:

Пункты ст.102 НК РФ

Содержание

2

установлен запрет на разглашение СНТ

3

определено, что СНТ подлежат спецрежимам хранения и доступа

4

предусматривает ответственность за утрату содержащих СНТ документов (либо их разглашение)

За нарушение режима секретности в отношении СНТ предусмотрена ответственность:

  • дисциплинарная (если действия/бездействия должностных лиц госорганов не причинили налогоплательщику тяжкий вред или крупный ущерб);
  • административная (штраф за разглашение налоговой тайны по ст. 13.14 КоАП: на физлиц 0,5–1,0 тыс. руб., на должностных лиц — 4,0–5,0 тыс. руб.);
  • уголовная (по ст. 183 УК РФ: штрафы 0,5–1,5 млн руб., лишение свободы до 7 лет).

О наказаниях, предусмотренных законодательством для налогоплательщиков, расскажут материалы рубрики «Ответственность и взыскания».

Чтобы не быть наказанным по вышеуказанным статьям, физлицам и должностным лицам госорганов необходимо иметь полное представление о содержании СНТ, способах получения и основных признаках (об этом расскажем в следующих разделах).

Формы и способы получения налоговиками сведений, составляющих налоговую тайну

Посвященная налоговой тайне статья 102 НК РФ определяет налоговую тайну как любые сведения о налогоплательщике за исключением отдельных видов информации, перечисленных в п. 1 указанной статьи. При этом формы и способы получения СНТ, а также их состав и содержание законом не регламентированы.

По содержанию полученной должностными лицами информации к разряду СНТ могут быть отнесены сведения:

  • непосредственно связанные с вопросами налогообложения;
  • иные (не связанные с налогами, сборами и взносами), носящие конфиденциальный характер (к примеру, личная или семейная тайна).

Основной способ получения СНТ должностными лицами госорганов — затребование документов при осуществлении процедур налогового контроля (ст. 82 НК РФ), включающих:

  • налоговые проверки;
  • осмотр используемых для получения дохода налогоплательщиком помещений и территорий;
  • получение объяснений от хозяйствующих субъектов;
  • иных предусмотренных НК РФ процедур.

Получить СНТ налоговики могут и другими способами, например, перечисленные в НК РФ физлица и организации обязаны предоставлять в налоговый орган известные им сведения о налогоплательщике (ст. 85, 86, 90 и др.).

Все полученные в результате контрольных мероприятий и осуществления налоговиками иных должностных полномочий сведения о налогоплательщике относятся к категории СНТ.

Основные признаки сведений, относимых к налоговой тайне

Для того чтобы отделить СНТ от других видов информации с ограниченным доступом (профессиональной, коммерческой, служебной тайн и др.), обозначим их основные отличительные признаки:

  • СНТ могут быть получены только при осуществлении госорганами своих полномочий (попавшие к должностным лицам госорганов сведения о налогоплательщике, полученные не в связи с осуществлением своих полномочий, СНТ не признаются);
  • к СНТ относятся исключительно сведения о налогоплательщике (иная информация, полученная налоговиками или таможенниками в процессе выполнения обязанностей, налоговой тайной не является);
  • получение СНТ происходит в рамках правоотношений между налоговым органом, действующим от имени государства (ст. 31 НК РФ предоставляет полномочие на истребование необходимой информации), и налогоплательщиком (ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщика ее предоставить);
  • СНТ, поступившие в госорганы, имеют специальный режим хранения и доступа;
  • порядок доступа к СНТ устанавливают своими приказами ФНС, ФТС и МВД России.

Что налогоплательщику необходимо знать о термине «признак» — см. в материалах:

Согласие налогоплательщика на разглашение сведений: форма-2017

СНТ в определенных случаях могут перейти из разряда засекреченных в категорию общедоступных (п. 1 ст. 102 НК РФ, п. 4 ст. 31 НК РФ). Происходит такой переход с согласия налогоплательщика в регламентированной законом форме.

С апреля 2017 года вступил в силу приказ Минфина и ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@, утвердивший:

  • форму и формат согласия налогоплательщика на признание СНТ общедоступной информацией;
  • схему заполнения формы;
  • алгоритм представления формы налоговикам.

Форма согласия состоит из 2 листов и по многим заполняемым полям очень напоминает привычную для всех налогоплательщиков налоговую декларацию или иной налоговый отчет, но включает и специфичные поля:

Наименование поля

Схема заполнения

«Дает согласие на признание следующих сведений, составляющих в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну, общедоступными»

«1» — если налогоплательщик определяет СНТ общедоступными в полном объеме;

«2» — при выборе части СНТ в качестве общедоступных

«Период, за который сведения, составляющие налоговую тайну, признаются общедоступными»

Отражаются даты начала и окончания соответствующего периода (например, если выбирается период за 2016 год, поле заполняется следующим образом: с 01.01.2016 по 31.12.2016)

Несоблюдение данной формы согласия может послужить основанием для отказа в его приеме налоговыми органами.

С какими видами согласий и возражений сталкиваются налогоплательщики — см. в материалах и сообщениях:

Итоги

Сведения, относимые в разряд налоговой тайны, представляют собой конфиденциальную информацию, доступ к которой законодательно ограничен. Засекреченные налоговые сведения с согласия налогоплательщика могут перейти в разряд общедоступных после оформления специального согласия, форма которого регламентирована совместным приказом Минфина и ФНС России.