Какие особенности налоговой проверки ИП?

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Налоговая проверка ИП основывается на тех же самых правилах НК РФ, что и проверка юрлиц. Вместе с тем некоторые особенности у налоговой проверки ИП все же есть. Рассмотрим их.

 

Что такое налоговая проверка

Правила проверки в инспекции

Особенности выездной проверки

Что в отношении проверки следует знать ИП

 

Что такое налоговая проверка

Важнейшая задача налоговых органов РФ состоит в контроле за выполнением налогоплательщиком следующих обязанностей:

  • Начисление всех необходимых налогов, в отношении которых у налогоплательщика возникает такая обязанность.
  • Правильность расчета налогов.
  • Обоснованность применения льгот.
  • Своевременность уплаты налогов.

Одним из инструментов такого контроля служит налоговая проверка (подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ), которая подразделяется на 2 вида (п. 1 ст. 87 НК РФ):

  1. Камеральная, при которой в ИФНС всесторонне проверяется представленная отчетность.
  2. Выездная, которая, как правило, проводится на территории налогоплательщика и предполагает не только изучение оригиналов первички, послуживших основой для расчета налогов, но и проверку наличия имущества.

Правила проверки в инспекции

Камеральной проверке в обязательном порядке подлежит вся сданная в ИФНС налоговая отчетность. При этом обращают внимание на следующее:

  • Логичность обязанности представления такой отчетности.
  • Правильность применения ставок.
  • Обоснованность льгот.
  • Правильность арифметики расчетов.
  • Корреляция со сведениями из другой отчетности налогоплательщика, сданной в ИФНС.
  • Увязка с другими данными, имеющимися в распоряжении ИФНС.
  • Наличие резких колебаний в размере налоговой базы.
  • Обоснованность и логичность изменений при представлении уточненной декларации.

В случае возникновения вопросов инспекция запросит пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ) и необходимые первичные документы (пп. 6, 8, 8.1, 8.3 ст. 88 НК РФ). В интересах налогоплательщика – своевременно отреагировать на такой запрос, приложив к пояснениям копии подтверждающих его правоту документов и расшифровок учетных данных.

О возможности визита налоговых органов при проверке НДС читайте в материале «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2015 году»

Если же сомнения инспекции в правильности представленной отчетности обоснованы, то нужно вместо пояснений сдать уточненную декларацию, которую в ИФНС снова подвергнут такой же камеральной проверке. При этом по уточненной отчетности также возможен запрос пояснений.

Срок этой проверки – 3 месяца со дня сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если во время ее проведения отчетность уточняется, то первая проверка прекращается и начинается новая той же продолжительности. Только ее срок считается от даты представления уточненного отчета.

Об одном из способов, применяемых ИФНС для получения информации, читайте в статье «Возможен ли допрос свидетеля в рамках камералки?»

Если в результате пояснений налогоплательщика вопрос ИФНС не снят, то она сочтет, что допущено налоговое правонарушение и через 15 рабочих дней вручит налогоплательщику акт определенной формы (пп. 1–4 ст. 100 НК РФ). Уклониться от его вручения не получится: при невозможности вручения акт направят почтой, и он будет считаться полученным на 6-ой рабочий день после даты отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ). С даты вручения акта у налогоплательщика есть месяц на представление возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Особенности выездной проверки

Выездная проверка отличается от камеральной следующим:

  • Она, как правило, проходит на территории налогоплательщика. Хотя, если он не может предоставить инспекторам отдельное помещение, то возможно проведение проверки непосредственно в ИФНС (п. 1 ст. 89 НК РФ).
  • Правильность расчета налогов проверяют по оригиналам первичных документов (п. 12 ст. 89 НК РФ), в случае возникновения вопросов требуя пояснений у налогоплательщика. При этом налоговые органы вправе произвести осмотр и даже сделать инвентаризацию имущества, используемого налогоплательщиком (п. 13 ст. 89 НК РФ). У налоговиков также есть право проведения экспертизы, привлечения сторонних специалистов, переводчиков, свидетелей и понятых.

В каком порядке возможны требования пояснений при выездной проверке, читайте в материале «Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика»

О правилах проведения осмотра помещений читайте в статье «Осмотр: правила проведения и оформления результатов»

  • Проверку проводят на основании решения ИФНС, вынесенного с соблюдением определенного порядка (п. 2 ст. 89 НК РФ).
  • Она может быть сплошной или выборочной, посвященной нескольким налогам или одному, но не может проводиться чаще раза в год, не может дважды осуществляться по тем же налогам за тот же период и не может охватывать более 3 последних полных отчетных лет (пп. 3–5 ст. 89 НК РФ). При этом филиалы в плане проведения проверок учитываются отдельно. Правила о проведении не чаще раза в год, недопущении проверок уже проверенных налогов и ограничения по периоду не действуют для повторных проверок и проверок, связанных с ликвидацией или реорганизацией (пп. 10, 11 ст. 89 НК РФ).

О повторных проверках читайте в материале «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет»

  • Срок ее составляет 2 месяца (для филиалов – 1 месяц) и считается ото дня вынесения решения до дня составления справки о проверке, но может быть увеличен до 6 месяцев (пп. 6–8 ст. 89 НК РФ). При этом проверка может приостанавливаться на срок не более 6 месяцев (в отдельных случаях – до 9 месяцев) по определенным основаниям (п. 9 ст. 89 НК РФ).

По итогам выездной проверки в порядке, аналогичном установленному для камеральной проверки, составляется акт и подаются возражения по нему. Увеличены только сроки вручения акта: 2 месяца плюс 5 рабочих дней (пп. 1, 5 ст. 100 НК РФ).

Что в отношении проверки следует знать ИП

В отношении налоговых проверок ИП, как и любой другой налогоплательщик,подчиняется всем вышеописанным правилам.

Камеральную налоговую проверку ИП в инспекции проводят в отношении всей сдаваемой им отчетности, и вряд ли он обойдется без вопросов со стороны ИФНС. Чтобы снизить вероятность получения запросов о пояснениях и возможность негативных последствий такой проверки, ИП следует соблюдать следующие правила:

  • Представлять отчетность не позже установленных сроков, используя для этого только актуальные бланки отчетов.
  • До сдачи отчетности самостоятельно проводить максимально полную ее проверку и увязку с данными других отчетов, сдаваемых в ИФНС.
  • По возможности делать отчетность предельно прозрачной и понятной.
  • Оперативно реагировать на запросы о пояснениях, сопровождая свои ответы представлением копий необходимых документов.
  • Своевременно и максимально полно отвечать на запросы по встречным проверкам.

О последствиях непредставления документов при встречных проверках читайте в статье «Контрагент обязан представить истребуемые налоговиками документы»

  • Не создавать препятствий ИФНС, если она в ходе камеральной проверки сочтет нужным осмотреть имущество ИП.

Эти меры позволят не только без потерь пройти камеральную проверку, но и снизят риски проведения выездной налоговой проверки. Обычно первыми кандидатами на выездную проверку становятся те налогоплательщики, которые часто сдают отчетность с ошибками, не отвечают вообще или отвечают не в полной степени на запросы, препятствуют проведению проверочных мероприятий, не платят вовремя налоги.

В отношении выездных налоговых проверок ИП нужно иметь в виду следующее:

  • У ИП чаще, чем у других налогоплательщиков, не бывает возможности принять на своей территории представителей ИФНС. Поэтому выездная налоговая проверка ИП, как правило, проводится на территории ИФНС.
  • При проведении проверки в ИФНС туда придется направить подлинники первички (п. 12 ст. 89 НК РФ). К таким документам обязательно нужно сделать опись.

Об особенностях предоставления документов при выездной проверке читайте в материале «Истребование документов при выездной проверке: что нужно знать о сроках»

  • Не стоит пытаться уничтожить, скрыть или заменить первичные документы. При выявлении такого факта ИФНС получит право принудительного изъятия этих документов (п. 12 ст. 89 и п. 8 ст. 94 НК РФ).
  • Не нужно ограничивать проверяющим доступ к имуществу, используемому в предпринимательской деятельности. Не видя реальности, они могут начислить налоги по нему исходя из собственных данных (п. 3 ст. 91 НК РФ).
  • Оперативно надо реагировать на акт налоговой проверки, если есть обоснованные возражения по ее итогам. Инспектор мог что-то не увидеть, не понять или просто ошибиться. Своевременная подача возражений позволяет снять если не все, то хотя бы часть доначислений.
  • ИП может быть проверен после прекращения им предпринимательской деятельности в течение 3 лет с даты ее прекращения. Поэтому надо хранить все документы и быть готовым к такой проверке.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения