Формирование учетной политики в ТСЖ (нюансы)

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Учетная политика ТСЖ должна отражать особенности ведения бухгалтерского и налогового учета в конкретном ТСЖ. Различия в учетных политиках ТСЖ могут быть обусловлены как особенностями деятельности (например, ведет или не ведет конкретное ТСЖ предпринимательскую деятельность), так и применяемой системой налогообложения (положения документа будут отличаться, например, для ТСЖ на УСН и на ОСН). Разберем некоторые нюансы подробнее в этом материале.

 

Общие принципы формирования учетной политики в ТСЖ на 2016 год

Раздел по целевым поступлениям

Раздел по прочим поступлениям по уставной деятельности

Разделы по учету материальной базы — основных средств, материалов, инвентаря

Раздел по учету резервов

Разделы, посвященные доходам от предпринимательской деятельности

Что нужно учесть при формировании учетной политики ТСЖ на 2017 год?

Итоги

 

Общие принципы формирования учетной политики в ТСЖ на 2016 год

Основные задачи бухгалтерского учета в ТСЖ можно сформулировать так:

  1. Оперативный учет взаиморасчетов с собственниками жилья. Причем в первую очередь обеспечение такого учета носит скорее управленческий характер и необходимо для эффективного управления ТСЖ.
  2. Контроль за использованием полученных целевых средств (в том числе с учетом требований законодательства).
  3. Осуществление раздельного учета поступлений и расходов по видам деятельности.

Исходя из этих задач, можно понять, какие разделы учетной политики (далее — УП) должны быть сформированы и какие аспекты в них должны быть включены.

В первую очередь бухучет в ТСЖ должен соответствовать требованиям закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и регламентам, установленным сводом положений о бухгалтерском учете (ПБУ). Так, в частности, при составлении УП необходимо ориентироваться на ПБУ 1/2008 «Учетная политика» (утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Нормы вышедшего ранее ПБУ 1/2008 применяются в части, не противоречащей закону № 402-ФЗ.

Таким образом, во вводный раздел УП рекомендуется включить сведения:

  • о предмете уставной деятельности ТСЖ;
  • о применяемых нормативных документах;

ВАЖНО! Помимо основных нормативных документов, указанных выше, существуют также действующие рекомендательные, положениями которых можно пользоваться в ТСЖ. Например, приказ Госстроя РФ от 14.07.1997 № 17-45 «Об утверждении рекомендаций по бухучету для ТСЖ». Использовать такие документы следует в части, отвечающей требованиям действующего законодательства.

  • об установленной системе налогообложения;
  • о рабочем плане счетов;
  • об используемых регистрах учета и методах учета (если информация об этом не будет представлена отдельным разделом, например, посвященным применению специальных программных средств);
  • об ответственных за организацию учета в соответствии с законодательством;
  • об ответственных за ведение учета и представление отчетности.

Расшифровка других существенных рабочих моментов представляется обычно в отдельных разделах УП.

Раздел по целевым поступлениям

Поступления от участников ТСЖ являются базой для обеспечения основной деятельности товарищества. По аналогии с другими некоммерческими организациями, для учета целевых поступлений используется счет 86 Плана счетов (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

При этом возникают следующие нюансы учета, которые следует раскрыть в УП в данном разделе:

  • Необходимая аналитика по счету 86. При этом следует учитывать:
    • виды обязательных взносов, утвержденные общим собранием собственников-участников;
    • наличие льготных категорий плательщиков взносов;
    • возможность обеспечить максимальную детализацию поступлений (в идеале — по каждому собственнику).
    • Выбор метода учета поступлений — по начислению или кассовый. Напомним, что ТСЖ на ОСН имеют право выбора метода для целей налогового учета, если соблюдаются условия ст. 273 НК РФ; а ТСЖ на УСН могут применять для тех же целей только кассовый метод. При этом в выборе метода для бухгалтерского учета (БУ) ТСЖ не ограничены. Заметим, что для БУ метод по начислению следует рассматривать как более предпочтительный, т. к. он позволяет оперативно отслеживать состояние расчетов с собственниками и своевременно урегулировать случаи недоимки и переплаты.

Также в данном разделе речь обязательно должна пойти о тех поступлениях, которые могут собираться ТСЖ от собственников, не являющихся участниками товарищества. Согласно п. 1 ст. 39 ЖК РФ (закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ) обязанность содержать общее имущество наложена на всех собственников жилья вне зависимости от того, входят они в состав членов ТСЖ, управляющего данной жилой недвижимостью, или нет. Следовательно, собственники, не входящие в ТСЖ, все равно должны оплачивать ТСЖ свою долю расходов на содержание имущества. Но, в отличие от участников, с такими собственниками нужно заключать договора на обслуживание (п. 6 ст. 155 ЖК РФ). При этом учет поступлений от собственников, не входящих в ТСЖ, является предметом частых споров с налоговиками, стремящимися расценивать такие поступления как доход ТСЖ.

Существующая судебная практика по данному вопросу однозначно относит поступления на выполнение целевой деятельности ТСЖ к целевым поступлениям. При этом судьи, не признавая такие взносы выручкой, исходят из следующих предпосылок:

  • по ЖК РФ ТСЖ обязано заключать договоры с собственниками подконтрольного имущества, даже если они не входят в состав ТСЖ, и, соответственно, собирать с них взносы на уставную деятельность;
  • размеры взносов устанавливаются общим собранием ТСЖ пропорционально доле каждого собственника в общем имуществе (п. 2 ст. 39 ЖК РФ);
  • направления расходования полученных сумм, а также лимиты таких расходов устанавливаются утвержденной ТСЖ сметой расходов.

Таким образом, во избежание спорных моментов с налоговиками, в УП необходимо прописать порядок определения целевых взносов, порядок отнесения взносов к целевым, а также применяемые варианты договорных отношений с собственниками, не являющимися членами ТСЖ.

Раздел по прочим поступлениям по уставной деятельности

В данном разделе необходимо коснуться порядка расчетов с предприятиями, оказывающими услуги коммунального снабжения. В случае работы через ТСЖ товарищество выполняет только сборно-распределительную функцию (собирая средства с жильцов и перечисляя их коммунальщикам). То есть никакого дохода у ТСЖ по данным транзакциям не возникает, следовательно, поступающие от собственников суммы на оплату коммуналки можно приравнивать к целевым. Учет их тоже рекомендуется вести по счету 86, а расчеты с коммунальщиками отражать «транзитом» через счет 76.

Разделы по учету материальной базы — основных средств, материалов, инвентаря

В разделе, посвященном учету основных средств, необходимо рассмотреть следующие моменты:

  • организацию четкого разграничения приобретаемого имущества на относящееся к целевой деятельности ТСЖ и не относящееся к ней. При этом следует учитывать, что по основным средствам, полностью используемым в основной (некоммерческой) деятельности, амортизация по балансу не начисляется. Учет износа ведется на забалансовом счете в пообъектной аналитике;
  • организацию разграничения имущества ТСЖ по его использованию на применяемое в основной деятельности (например, снегоуборочные машины, газонокосилки, аппаратура для видеонаблюдения и т. п.) и являющееся результатом деятельности ТСЖ и увеличивающее общедомовое имущество (детские площадки, беседки во дворах, веранды и прочее). При этом используемое самим ТСЖ имущество учитывается на балансе ТСЖ как объекты основных средств, а вторая группа подлежит учету на забалансовых счетах. При этом затраты на произведение общедомового имущества (например, устройство детской площадки) относятся на расходы по уставной деятельности ТСЖ.

В отношении материальных запасов и расходов нужно раскрыть:

  • Порядок разграничения материальных затрат на относящиеся и не относящиеся к основной деятельности.
  • Порядок учета. Возможны 2 варианта — с применением счета 10 «Материалы» и без применения счета 10 — с отнесением расходов сразу на счет 20 (26). При этом если учет ведется без использования балансового счета 10, то материалы и инвентарь, закупленные, но не сразу израсходованные, следует учитывать на специальном забалансовом счете по стоимости приобретения.

Раздел по учету резервов

Если сметой ТСЖ предусмотрены расходы, по которым целесообразно создание резерва, — порядок формирования такого резерва и условия использования зарезервированных средств должны быть в обязательном порядке отражены в УП.

Учет резервирования обычно происходит по кредиту счета 96 «Резервы» в корреспонденции с дебетом счета 86. Расход резерва отражается по Дт 96 в корреспонденции с кредитом расходных счетов.

ВАЖНО! При резервировании средств на несколько установленных целей счет 96 нужно вести в аналитике по каждому создаваемому резерву.

Разделы, посвященные доходам от предпринимательской деятельности

Как правило, в практике ТСЖ в УП отдельно формируется раздел, касающийся определения направлений возможной предпринимательской деятельности, а также регламентирующий раздельный учет уставной (некоммерческой) деятельности и предпринимательской. Кроме того, в УП необходимо любом случае включить раздел, касающийся порядка исчисления и уплаты налогов.

В общем итоге эти разделы должны давать детальное представление:

  • О видах уплачиваемых ТСЖ налогов.
  • О порядке отнесения сумм к налогооблагаемым. Например, в случае нецелевого расходования средств, полученных в качестве взносов, необходимо учесть, что такие взносы будут отнесены к доходам ТСЖ для целей налогообложения. При этом если ТСЖ находится на УСН «доходы минус расходы», то учесть произведенные расходы для уменьшения налога можно, а вот если ТСЖ находится на УСН «доходы» — уменьшить сумму переквалифицированных в доходы взносов нельзя;
  • О порядке ведения налоговых расчетов и налоговых регистров.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вновь зарегистрированное ТСЖ по умолчанию находится на ОСН. При этом наиболее комфортным налоговым режимом для ТСЖ является УСН (как показывает практика). Поэтому при регистрации нового ТСЖ следует сразу определиться с налоговым режимом и предусмотреть соответствующие аспекты в УП.

Поскольку ТСЖ все же изначально не является коммерческой организацией, то возникающие доходы и расходы, относимые к предпринимательской деятельности, бухгалтера традиционно учитывают на счете 91 «Прочие доходы и расходы» без применения счета 90 «Выручка». Об этом тоже можно сказать в УП.

Что нужно учесть при формировании учетной политики ТСЖ на 2017 год?

В 2016 году большинство ТСЖ не только применяют УСН, но и пользуются правом применять пониженные тарифы страховых взносов в зарплатные фонды (п. 8 ч. 1 ст. 58 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, управление недвижимым имуществом). При этом существует спорный момент: по ч. 4.1 ст. 58 закона № 212-ФЗ право применять льготу должно появляться при соблюдении условия — наличия необходимой доли доходов по соответствующему виду деятельности в общем объеме доходов. Вопрос, поднимаемый и самими фондами и некоторыми экспертами, формулируется так: можно ли для целей установления льготных тарифов по взносам приравнять объем целевых поступлений ТСЖ к доходу?

Постановлениями судебных инстанций на сегодняшний день делается вывод о том, что ТСЖ может применять пониженные тарифы взносов, представляя в качестве расчетного показателя объем поступивших целевых взносов. В том числе это возможно по таким причинам:

  • данные поступления, если они получены и отражены в отчетности, относятся к тому же коду ОКВЭД 70.32, что и доходы, которые им бы соответствовали в случае признания не целевых взносов, а выручки;
  • внебюджетные фонды не являются контролирующими органами в сфере налогообложения и поэтому не могут определять правильность или неправильность формирования расчетной базы по доходам для определения права на льготу.

01.01.2017, таким образом, произойдет сразу два существенных для учета в ТСЖ события:

  • утратят силу действующие коды ОКВЭД ОК 029-2001 (на которые идут ссылки в судебных решениях о праве применять пониженные тарифы);
  • правила исчисления и уплаты страховых взносов из утрачивающего силу закона № 212-ФЗ переместятся в Налоговый кодекс, а контроль за процессом перейдет к ФНС (т. е. к контролирующему органу в сфере налогообложения).

То есть, по сути, оба основополагающих аспекта, позволяющих ТСЖ применять пониженные тарифы по зарплатным взносам, уйдут в прошлое. И нового порядка пока нет.

Поэтому лицам, ответственным за учет в ТСЖ на УСН, необходимо отслеживать появление разъяснений, указаний и прецедентов по реализации права применять пониженные тарифы страховых взносов ТСЖ с 2017 года. А также вносить необходимые уточнения в УП товарищества.

Итоги

УП в ТСЖ должна формироваться с учетом нюансов фактически осуществляемой деятельности, на базе принципов разделения целевой и предпринимательской деятельности и сообразно изменениям действующего законодательства, касающегося данной сферы.

Еще по теме учета в ТСЖ читайте:

О нововведениях в части страховых взносов смотрите: «Страховые взносы переходят к ФНС: руководство для бухгалтера по подготовке к изменениям».

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения