Налоговая политика организации играет важную роль в регулировании налоговой нагрузки. Наша статья даст ответы на самые частые вопросы, возникающие при составлении налоговой политики организации с учетом действующего законодательства, а также некоторых последних изменений в нем.

 

Для чего предприятию налоговая политика

Что должно быть в налоговой политике организации в части налога на прибыль

Налоговая политика по НДС

Можно ли изменять/дополнять налоговую политику в середине года

Итоги

 

Для чего предприятию налоговая политика

Большинство налоговых правил закреплено в НК РФ, при этом никакие вольности в порядке налогообложения не допускаются. Однако для некоторых ситуаций такие правила не установлены, и Налоговый кодекс прямо предписывает налогоплательщикам их разработать и закрепить в учетной политике для целей налогообложения. А для отдельных операций он предусматривает варианты учета, из которых нужно выбрать подходящий. Как раз эти задачи (разработки и выбора) и решает налоговая политика организации.

Перечислим основные налоги и отметим те вопросы, которые нужно включить в налоговую политику. Начнем с налога на прибыль.

Что должно быть в налоговой политике организации в части налога на прибыль

Первый и самый главный вопрос здесь — выбор метода, которым вы будете признавать доходы и расходы. Напомним, что их 2: метод начисления и кассовый метод.

Подробнее о них читайте в статье «Метод начисления и кассовый метод: основные отличия».

Далее нужно выбрать метод амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный или нелинейный (ст. 259.1, 259.2 НК РФ). Заметим, что здания, сооружения, передаточные устройства и НМА, входящие в 8–10-ю амортизационные группы, амортизируются исключительно линейным методом (п. 3 ст. 259 НК РФ).

Сделать правильный выбор способа амортизации вам поможет материал «Какой выбрать метод начисления амортизации в налоговом учете?».

Кроме того, в части амортизации в налоговой политике организации следует закрепить применение:

  • амортизационной премии;
  • повышающих или понижающих коэффициентов.

О нюансах применения амортизационной премии читайте в статье «Амортизационная премия в бухгалтерском и налоговом учете».

Затем следует определиться с учетом материальных ценностей, не относящихся к амортизируемому имуществу. В этой части в налоговой политике организация закрепляет:

  • метод оценки сырья и материалов при списании в производство, товаров при реализации — ФИФО, по средней стоимости, по стоимости единицы (п. 8 ст. 254, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ);
  • вариант списания малоценки — единовременно или иным способом (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

О возможных вариантах списания стоимости малоценного имущества читайте в материале «С 01.01.2015 можно выбирать порядок учета имущества, не признаваемого амортизируемым».

В части учета затрат необходимо сформировать перечень прямых расходов и определить порядок их распределения на остатки НЗП (ст. 318, 319 НК РФ). Если оказываются услуги, возможна реализация права единовременно списывать все расходы по ним как косвенные. Это тоже нужно отразить в налоговой политике организации.

О том, что может повлиять на деление расходов на прямые и косвенные, читайте в статье «Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?».

Торговой фирме следует определить, как будет формироваться стоимость приобретения товаров — с учетом или без учета расходов, связанных с их закупкой.

Конечно же, налоговая политика организации должна регулировать вопрос уплаты ежемесячных авансов по налогу на прибыль — по прибыли за прошедший квартал или по фактически полученной прибыли.

О возможных вариантах уплаты авансов по прибыли читайте в материале «Авансовые платежи по налогу на прибыль: кто платит и как рассчитать?».

Также следует привести формы налоговых регистров, прописать порядок их применения и заполнения, отразить решение о создании резервов или отказе от них.

Это лишь самые основные вопросы, которые должна включать налоговая политика организации. С учетом специфики деятельности их перечень может быть сокращен или расширен.

Налоговая политика по НДС

Круг вопросов, требующих закрепления в налоговой политике по НДС, не так широк. Касается он не всех налогоплательщиков, а только тех, кто осуществляет операции:

  • облагаемые НДС по ставке 0%;
  • освобожденные от НДС;
  • с длительным производственным циклом.

Первые и вторые должны самостоятельно разработать и закрепить порядок распределения «входного» НДС на обычные и «нулевые» и (или) необлагаемые операции, а третьи — избрать момент определения налоговой базы по авансам в счет «длительных» поставок (общий для всех или на день отгрузки).

Обратите внимание, отсутствие правил раздельного учета в налоговой политике организации может повлечь за собой претензии со стороны проверяющих и проблемы с налоговыми вычетами.

Об организации раздельного учета читайте в статье «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».

Можно ли изменять/дополнять налоговую политику в середине года

Внести изменения в налоговую политику в середине года и сразу начать их применять можно только в случае изменения налогового законодательства. Дополнить ее вы вправе, если у вас появились новые операции, порядок учета которых ранее не был установлен ввиду неосуществления. Во всех остальных случаях принятые изменения можно начать применять не ранее следующего года.

При изменении учетной политики следует иметь в виду, что некоторые правила нельзя менять чаще, чем это предусмотрено НК РФ, например:

  • не чаще чем раз в 2 года можно менять порядок распределения прямых расходов на остатки НЗП или порядок формирования покупной стоимости товаров;
  • перейти с нелинейного метода амортизации на линейный можно не чаще одного раза в 5 лет.

Изменения и дополнения, так же как и сама налоговая политика, оформляются приказом руководителя организации.

Обратите внимание: сдавать налоговую политику в ИФНС не нужно. Налоговый кодекс не предусматривает такой обязанности.

О том, как оформить выписку из учетной политики, читайте в материале «Делаем выписку из учетной политики – образец».

Итоги

Налоговая учетная политика предназначена для закрепления применяемых налогоплательщиком правил налогового учета из тех, по которым законодательство допускает возможность выбора из нескольких вариантов или разработки их самостоятельно. Возможно внесение в учетную политику изменений и дополнений: первых – при изменении законодательства или с начала года, вторых – с момента появления ранее не осуществлявшихся операций.