Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Отражаем расходы на визитки в налоговом учете (нюансы)

Расходы на визитки в налоговом учете — вопрос, требующий отдельного рассмотрения. Каждая организация прибегает к раздаче визитных карточек для информирования потенциальных или действующих партнеров о себе. Визитка — самый простой способ передачи контактов своей фирмы заинтересованным лицам. Так можно ли принять расходы на заказ визиток в налоговом учете при исчислении налога на прибыль? А при расчете УСН? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Расходы на визитки при ОСН

Для признания трат на создание визиток в расчете налога на прибыль они должны быть экономически оправданы и подтверждены первичными документами (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В общем случае для принятия затрат на визитки должны быть выполнены следующие условия:

  • заключен договор с компанией, печатающей визитки, в котором определена общая стоимость работ;
  • в организации должен быть приказ руководителя или иной внутренний документ с указанием фамилий сотрудников, которым для выполнения своего функционала требуются визитки;
  • в должностных инструкциях сотрудников целесообразно отметить необходимость использования визитных карточек для налаживания партнерства;
  • передача визиток должна сопровождаться правильно оформленными документами. Это может быть товарная накладная (Торг-12), акт приема-передачи, счет-фактура (при наличии НДС) или УПД.

При соблюдении этих условий принять траты на визитки можно. Но здесь нюанс: принять как прочие расходы или как расходы на рекламу? Спорный вопрос, по которому нет единого мнения и у Минфина с налоговыми органами.

Позиция Минфина: визитки — прочие расходы

Минфин РФ в своем письме от 29.11.2006 № 03-03-04/1/801 принял такую позицию: траты на визитки нельзя рассматривать как рекламные. Эта позиция опирается на закон о рекламе, согласно которому реклама предназначена для привлечения внимания к продукту или работам массового, заранее неизвестного круга лиц. Так как передача визиток происходит конкретным лицам не для рекламы товара, а с целью передачи контактных данных, такие расходы нельзя считать рекламными. Значит, их нужно учитывать в прочих расходах (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Плюс этой позиции — отпадает вопрос с нормированием рекламных расходов, затраты принимаются в полной сумме.

Позиция налоговиков: визитки могут быть рекламой

Позиция налоговых служб, выраженная в письме УФНС от 26.10.2007 № 20-12/102557, следующая. Для принятия визиток в расход в полной сумме они должны быть заказаны для сотрудников, в должностных инструкциях которых отмечена задача налаживания партнерских контактов в интересах фирмы. А сами визитные карточки должны содержать только информацию о контактных данных сотрудника: его Ф. И. О., должность в организации и наименование самой организации, контактные и координационные данные.

Если же визитка содержит информацию об объекте рекламы (указан производимый продукт, выполняемые работы, возможные скидки и т. п.), то затраты на ее изготовление надо трактовать как рекламные. И так как в списке ненормированных затрат они не указаны, то их можно принять только как нормированные, то есть в пределах 1% выручки.

Ознакомиться с расходами на рекламу, относимыми к нормируемым и нет, а также с порядком их принятия можно в статье «Налог на прибыль: нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу».

Таким образом, признавая издержки на визитки в полной сумме, следует обращать внимание на информацию, которую они несут. Избежав указания на визитных карточках наименований товара или работ, свойств и характеристик производимого продукта, возможных скидок и льгот, при соблюдении вышеуказанных условий можно принять полную сумму затрат, ссылаясь на передачу визиток заранее известным лицам — действующим или потенциальным партнерам. Возможно, данную позицию нужно будет доказывать в суде. Пример с благоприятным исходом подобного спора — постановление ФАС Московского округа от 19.02.2008 № КА-А41/283-08.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы отразили расходы на визитки в учете. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Расходы на визитки при УСН

Расходы, учитываемые при расчете налога по УСН «доходы, уменьшенные на расходы», строго прописаны в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Расходы на визитные карточки в этом списке не указаны. Значит, уменьшить на их сумму налогооблагаемый доход нельзя.

Нюанс: подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусматривает принятие в качестве затрат рекламные траты, которые признаются в случае документального их подтверждения и после фактической оплаты. Норматив учета такой же, как при ОСН. Выше уже говорилось об отличии визиток как таковых от других носителей рекламного характера. Значит, принять в расход при УСН можно затраты не на визитки как таковые, а какие-то другие карточки, содержащие информацию именно рекламного характера, и, главное, распространяемые произвольным способом заранее не определенным лицам. В случае подобного использования карточек учет расходов на их создание допустим в пределах 1% выручки. Но данная позиция, возможно, будет отстаиваться опять же в судебном порядке.

Ознакомиться с полным перечнем трат при исчислении налога на УСН «доходы за вычетом расходов» можно в статье «Перечень расходов при УСН “доходы минус расходы”».

Как учесть расходы на визитки в бухгалтерском и налоговом учете при УСН, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Итоги

Принимая в затраты издержки на печать визитных карточек, следует обращать внимание на информацию, на них представленную, и на способ их передачи. Визитные карточки как таковые должны содержать контактные и координационные данные сотрудника фирмы и передаваться конкретным лицам с целью налаживания партнерских отношений в интересах фирмы. Такие затраты могут быть учтены в полном размере для расчета налога на прибыль. Но они не берутся в расход при расчете налога по УСН. Главный момент — отсутствие рекламных моментов на карточках и немассовая их раздача. В противном случае карточки теряют свойства визиток и интерпретируются как рекламный раздаточный материал, затраты на который учитываются в пределах 1% выручки. 

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить