Как учесть новогодние презенты бизнес-партнерам

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Многие организации на Новый год стараются одарить не только работников, но и деловых партнеров. Для руководства – это способ поддержать имидж компании, выразить готовность к поддержанию отношений с контрагентами в будущем. А для бухгалтера – необходимость считать налоги. Об этом мы и расскажем далее.

 

Бизнес - презенты: цена вопроса

Можно ли учесть расходы для налога на прибыль?

НДС - последствия

НДФЛ и страховые взносы

Итоги

 

Бизнес - презенты: цена вопроса

По закону стоимость подарка не должна превышать 3 000 руб., поскольку дарение на большую сумму в отношениях между коммерческими организациями запрещено (пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ). Штрафных санкций за нарушение этого требования не предусмотрено. При этом согласно нормам ГК РФ дарение в обход указанного запрета может повлечь недействительность сделки (ст. 168 ГК РФ). Но в ситуации с новогодним подарком такое сложно себе представить. Поэтому если вы все же подарите что-то более ценное, какие-то неблагоприятные последствия маловероятны.

Что касается порядка налогообложения, то стоимость подарка на него не влияет – дорогостоящий презент облагается на общих основаниях.

 

Можно ли учесть расходы для налога на прибыль

По общему правилу стоимость подарков не учитывается для налога на прибыль, ведь в данном случае имеет место безвозмездная передача имущества (п. 16 ст. 270 НК РФ). Поэтому стоимость «безликих» подарков учесть, определенно, не получится.

Если подарки содержат логотип или символику организации может возникнуть соблазн признать их рекламными расходами на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. Это дело рискованное. Ведь одним из признаков рекламы является ее адресованность неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).

В данном случае подарки предназначены для ограниченного круга – ваших партнеров. Зачастую, их перечень конкретизирован. А с подачи Федеральной антимонопольной службы неопределенный круг лиц трактуется налоговыми органами, как «лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования» (письмо ФАС РФ от 05.04.2007 № АЦ/4624, направлено Письмом ФНС РФ от 25.04.2007 № ШТ-6-03/348@). Поэтому инспекция вряд ли согласится с признанием таких расходов рекламными.

И не факт, что вас поддержит суд. Арбитражной практики непосредственно по подаркам, переданным контрагентам, нам обнаружить не удалось. Однако есть примеры решений, когда суды не признали рекламными расходами:

  • стоимость призов, врученных в результате розыгрыша гражданам - обладателям сертификатов, ранее купившим товары компании (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.02.2007, 31.01.2007 № Ф03-А73/06-2/5053 по делу № А73-3070/2006-10);
  • образцов лекарственных средств, предоставленных медицинским работникам (Постановление ФАС Московского округа от 09.01.2008 № КА-А40/13490-07-2).

Арбитры сочли круг получателей ограниченным.

Подробнее о рекламных расходах читайте в статье «Налог на прибыль: нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу».

Учет подарков партнерам в составе представительских расходов (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ) тоже небезопасен. Ведь к ним относятся расходы, связанные с официальным приемом или обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах, или участников, прибывших на заседания совета директоров. Перечень этих расходов приведен в п. 2 ст. 264 НК РФ. И подарки в нем не поименованы.

См. также «Представительские расходы - это какие расходы?».

Кроме того, списывать такие подарки за счет чистой прибыли требует Минфин (см. письма от 08.10.2012 № 03-03-06/1/523, от 19.10.2010 № 03-03-06/1/653). Случается, что такая позиция находит поддержку у судебных органов (постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу № А69-1151/2013, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 по делу № А52-3413/2009).

Но для тех, кто готов рискнуть, приведем и несколько положительных примеров из практики. Это, например, постановления ФАС Московского округа от 23.01.2013 № А40-45035/12-116-94, от 31.01.2011 по делу № А40-55061/2010, от 05.10.2010 № КА-А41/11224-10.

 

НДС - последствия

Со стоимости подарков необходимо уплатить НДС (п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поскольку реализация безвозмездная, то по правилам п. 2 ст. 154 НК РФ налог вы должны исчислить с рыночной (в данном случае – покупной) стоимости подарков.

См. также «Уплачивается ли НДС при безвозмездной передаче имущества?».

«Входной» НДС вы вправе принять к вычету, ведь соблюдается условие об использовании товаров в облагаемой этим налогом деятельности (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

 

НДФЛ и страховые взносы

Если получателем подарка является представитель контрагента - физлицо, у него возникает доход в натуральной форме, облагаемый НДФЛ. Однако при стоимости подарка менее 4 000 рублей никаких обязанностей НДФЛ-агента у вас не появится (п. 28 ст. 217 НК РФ). Взносы на такой подарок не начисляются, поскольку его получатель не состоит с вами в трудовых отношениях.

А если подарки вы дарите не физическим лицам, а организациям - партнерам, разговора об объектах обложения НДФЛ и взносами вообще не возникает.

 

Итоги

Вручение подарка контрагенту – это безвозмездная передача имущества, с обычными для нее налоговыми последствиями: платим НДС, не учитываем в расходах. Что касается НДФЛ, то здесь все зависит от того, кто является получателем подарка и какова его стоимость.

 

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

Любите соц.сети? Приходите в нашу группу Вконтакте

Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

 

Последние сообщения с форума

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения