Составляем отчет о прибылях и убытках в формате МСФО

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

МСФО - отчет о прибылях и убытках и правила его формирования в отдельном стандарте не закреплены. Вместе с тем вопрос о корректном составлении по МСФО отчета о прибылях и убытках один из наиболее острых, поскольку такой отчет обязаны формировать все организации, отчитывающиеся в соответствии с нормами международных стандартов.

 

Что должен включать в себя отчет о прибылях и убытках и как его составить

Какие элементы выручки в силу требований МСФО нужно отразить в отчете

Какие расходы должны быть отражены в отчете о прибылях и убытках

Форма для составления отчета о прибылях и убытках

Как отчет о прибылях и убытках связан с отчетом о финансовом положении фирмы

Итоги

 

Что должен включать в себя отчет о прибылях и убытках и как его составить

Итоги хозяйственной деятельности компании в течение отчетного периода самым полным образом показываются в отчете о прибылях и убытках. В отличие от стандартов финансовой отчетности, используемых в России, при составлении отчета о прибылях и убытках по МСФО предполагается включение в него более подробных сведений.

В частности, стандарты требуют, чтобы в отчете были отражены следующие данные:

  • доходы фирмы от продаж и иные доходы от ее основного бизнеса;
  • итоги операционной деятельности предприятия;
  • затраты фирмы, направленные на финансирование;
  • доля финансовых результатов взаимосвязанных организаций, а также от совместного бизнеса, в котором фирма выступает одним из собственников (при этом такой совместный бизнес должен учитываться методом долевого участия);
  • затраты фирмы на уплату налога на прибыль;
  • финансовые итоги предприятия от основного бизнеса;
  • информацию об имевших место на предприятии чрезвычайных происшествиях, а также том, как они повлияли на бизнес фирмы;
  • долю меньшинства в компании;
  • итоговые результаты компании в целом за отчетный период (прибыль или убыток).

Кроме того, при необходимости для наиболее полной расшифровки итогов хозяйственной деятельности в отчете о прибылях и убытках компаниям допускается отражать и иную информацию.

Бухгалтерскому подразделению организации важно иметь четкий алгоритм составления отчета. В общем виде его можно представить следующим образом:

  • шаг 1: собрать и проанализировать сведения о доходах и расходах фирмы;
  • шаг 2: пересмотреть градацию на группы доходов и расходов в рамках положений МСФО;
  • шаг 3: осуществить необходимые корректировочные проводки;
  • шаг 4: расшифровать содержимое показателя операционной прибыли фирмы в разрезе основных элементов затрат;
  • шаг 5: оформить по МСФО отчет о прибылях и убытках, в котором будут детализированы все ключевые составляющие.

Какие элементы выручки в силу требований МСФО нужно отразить в отчете

На многообразие доходов и расходов фирмы оказывают значительное влияние такие факторы, как направление деятельности, характер совершаемых операций и др.

Опираясь на указанные факторы, провести универсальную градацию по конкретным группам доходов и расходов объективно невозможно.

Вместе с тем нормы МСФО содержат определенные критерии, которыми должны руководствоваться фирмы при объединении определенных доходов и расходов предприятия по группам.

В частности, по нормам МСФО в отчете о прибылях и убытках компания, как правило, показывает следующие группы доходов:

  • в разрезе видов деятельности предприятия (при этом важно следить, чтобы зеркальная классификация по тем же группам осуществлялась и в отношении расходов);

Об определении выручки см. в статье «МСФО № 18 Выручка - особенности применения (нюансы)».

  • отдельно прочие доходы фирмы (не от основного бизнеса);
  • доходы, полученные в результате использования отдельных активов, разбитые на группы (от основных средств, по процентам);
  • отдельно доходы предприятия, принесенные ранее вложенными средствами (инвестициями);
  • поступления прошлых периодов;
  • доходы в виде положительных курсовых разниц;
  • какие-либо иные группы доходов, отвечающие критерию существенности.

Обратите внимание! Конкретный состав доходов МСФО разрешает определять составителю (бухгалтеру), основываясь на его собственном профессиональном суждении.

Оно нужно, в частности, для определения степени существенности информации, т. е. того, насколько ее отсутствие может создать у пользователя отчетности неверное представление о ситуации в компании.

Так что если бухгалтер считает, что некоторые группы доходов существенны, их следует выделить в отчете, даже если на то нет прямого указания в МСФО.

Какие расходы должны быть отражены в отчете о прибылях и убытках

При отражении расходов фирмы в отчете обязательно должны быть указаны такие составляющие, как:

  • себестоимость продукции в разрезе видов деятельности фирмы (при этом обязательна привязка групп расходов к группам доходов, выделяемых организацией);
  • общие и административные издержки фирмы;
  • затраты, понесенные в результате операций с отдельными активами/обязательствами, разбитые на группы (к примеру, расходы по процентам, операциям с ОС);
  • издержки фирмы, связанные с инвестированием средств компании;
  • расходы, полученные в результате отрицательных курсовых разниц;
  • иные затраты фирмы, отвечающие критерию существенности;
  • расходы, понесенные в предшествующих периодах;
  • расходы по налогу на прибыль.

Форма для составления отчета о прибылях и убытках

Прежде всего, компаниям следует понимать, что унифицированной формы отчета о прибылях и убытках по МСФО не существует. Соответственно, компания вольна сама выбирать способ формирования отчета.

Однако варианты, из которых может выбрать фирма, стандарты предусматривают. В частности, речь идет о группировке расходов, которая может быть осуществлена 2 способами:

  • На основе характера расходов (к примеру, зарплата персонала, амортизация и т. д.). При данном варианте расходы не разбиваются на виды бизнеса, а приводятся в совокупных группах в зависимости от их правовой природы. Как правило, такой вариант применим в малых компаниях.
  • На основе функций расходов (к примеру, расходы на себестоимость продукции, реализацию и т. д.). В данном ключе выделяются расходы от основного бизнеса фирмы, а также иные группы расходов. Более распространено применение такого варианта в крупных фирмах, где градация по функциям необходима, чтобы получить объективную картину происходящего на предприятии.

Как отчет о прибылях и убытках связан с отчетом о финансовом положении фирмы

В итоговой финансовой отчетности любой фирмы для проведения анализа результатов работы пользователи рассматривают прибыль предприятия. Оценивается прибыль с помощью таких ключевых составляющих, как доходы и расходы. Эти составляющие расшифровываются в отчете о прибылях и убытках.

Полученное итоговое значение прибыли/убытка показывает объективную величину доходов от бизнеса, уменьшенных на произведенные расходы.

Важно! Итоговая величина прибыли/убытка связывает отчет о прибылях и убытках и отчет о финансовом положении в компании.

Кроме того, второй показатель, связывающий данные 2 отчета, — величина налога на прибыль. Сумма к уплате на момент составления документа приводится в отчете о прибылях и убытках, а с помощью отчета о финансовом положении можно проследить взаиморасчеты с бюджетом.

О налоге на прибыль по МСФО см. в статье «МСФО № 12 Налоги на прибыль - особенности применения».

Итоги

Правильное составление отчета о прибылях и убытках по МСФО не сопряжено со значительными трудностями для бухгалтера. Важно корректно соблюдать приведенный в статье алгоритм, а также не забывать, что данный отчет важен для формирования общей картины бизнеса, которая в отчете о финансовом положении будет интересовать как владельцев, так и потенциальных инвесторов.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения