Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

МСФО № 31 Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности

МСФО 31 содержит свод предписаний, касающихся порядка формирования отчетности фирмы, которая участвует в совместной бизнес-активности с какими-либо иными лицами. При этом с 2011 года в России действует новая версия стандарта (МСФО 11), которая закрепила некоторые различия. О том, что важно помнить фирме при составлении отчетности об участии в совместной деятельности, пойдет речь в данной статье.

 

 

В чем принципиальное отличие МСФО 11 от МСФО 31?

Самое главное новшество, которое было привнесено МСФО 11 в нормы, прописанные ранее в МСФО 31, — это разграничение совместных предприятий и совместных операций. В отчетности они должны отражаться по-разному.

Если ранее в МСФО 31 выделялись совместно контролируемые активы, обязательства и предприятия, то теперь первые два термина в МСФО 11 объединены в термин «совместные операции», а к совместным предприятиям предъявляются специфические критерии.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! В первую очередь фирмам следует понимать, что с 2013 года, после вступления в силу МСФО 11, юридическая форма отношений сторон не влечет выбор какого-то конкретного варианта учета. Порядок отражения в отчетности будет зависеть от того, какие именно права и обязанности возникают для компании в силу заключенного соглашения о совместной деятельности.

В частности, если в результате подписания сторонами соглашения каждая из них сохранила за собой права на принадлежавшие ей активы и осталась ответственной по имевшимся обязательствам, то такое соглашение признается совместной операцией.

Если же формируется самостоятельное предприятие, к которому отходят активы сторон и которое становится ответственным по собственным обязательствам, а стороны становятся обладателями только лишь чистого результата деятельности такого бизнеса (прибыли), то в данном случае следует говорить о совместном предприятии.

Кроме того, вам также могут быть интересны способы расчета чистых активов бизнеса. Об этом в статье «Что относится к чистым активам и как их рассчитать?».

Как определяется совместный контроль?

Совместный контроль — база, которая ведет к возникновению у участника совместного бизнеса права определенным способом показывать в отчетности факт участия в таком бизнесе.

Как следует из МСФО 11, чтобы считалось, что фирмы имеют совместный контроль над бизнесом, необходимо соблюдение трех базовых критериев:

  • такой контроль должен быть зафиксирован в договоре/соглашении сторонами-участниками;
  • стороны имеют влияние на существенные события бизнеса;
  • для принятия важного управленческого решения необходимо единодушное согласие сторон, поскольку каждая из них в отдельности не в состоянии полностью контролировать бизнес.

Основные аспекты и принципы учета совместных операций

Если в результате объединения активов сторон не создается самостоятельный субъект бизнеса, а имеет место совместная операция, то отражение в финансовой отчетности такого факта совместной деятельности не должно вызвать сложности у сторон.

Каждому участнику совместной операции после заключения контракта о совместной деятельности следует далее признавать в учете принадлежащие ему активы и обязательства, а также доходы и расходы по проекту в пропорции к доле такого участника.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! При этом может случиться так, что участие в бизнесе лица, которое в силу требований рассматриваемого стандарта ранее признавалось совместным предприятием (из-за наличия соответствующего юридического оформления), после вступления в силу МСФО 11 перейдет в разряд совместной деятельности.

В таком случае в финансовую отчетность необходимо внести корректировки, если лицо владеет активами такого «совместного бизнеса» в разных долях применительно к отдельным видам активов. Объясняется это тем, что ранее МСФО 31 (в отношении совместных предприятий) требовал, чтобы применялся метод пропорциональной консолидации: участник отражает у себя в учете свою совокупную долю по всем активам и обязательствам совместной фирмы. А после перехода в разряд совместных операций, в силу МСФО 11, сторонам необходимо в учете отразить свою долю отдельно по каждому из участвующих в бизнесе активов и операций.

О плане счетов в МСФО см. статью «План счетов при МСФО (нюансы)».

Какие особенности важно учитывать при отражении в отчетности совместных предприятий?

Если же в результате объединения активов сторон создается именно совместное предприятие (в терминах МСФО 11), то стандарт требует, чтобы каждая из сторон показала у себя в учете осуществленные инвестиции.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Пришедший на замену стандарт МСФО 11 фактически прекратил использование метода пропорциональной консолидации в отчетности. Вместо него участники совместного бизнеса должны использовать метод долевого участия.

Такой метод выражается в том, что теперь фирма-участник должна отражать в своей отчетности:

  • первоначальные инвестиции;
  • доход совместного предприятия в пропорции к доле такого участника.

С указанным новшеством связаны изменения в составе и содержании рассчитываемых показателей отчетности. В частности, если ранее величина налогов и процентов участника от общего бизнеса в соответствующей доле не принималась в расчет при исчислении величины прибыли до налогообложения, то теперь ситуация противоположная — указанные суммы нужно учитывать.

Итоги

Таким образом, компаниям, участвующим в том или ином виде в совместной бизнес-активности с другими лицами, следует помнить, что порядок отражения данного факта в финансовой отчетности будет зависеть от того, какой это вид активности: совместная операция или же предприятие. Ведь если при совместном предприятии участники отражают в своей отчетности инвестиции и доход, соответствующий доле их участия, то при совместной операции все активы необходимо отразить отдельно в отчетности того (тех) из инвесторов, которому (которым) они и принадлежат.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить