МСФО № 26 Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

МСФО 26 — стандарт, посвященный вопросам учета и отчетности по формированию средств на накопление будущей пенсии. Рассмотрим особенности его применения.

 

Значение стандарта для РФ

Виды программ пенсионных платежей

Особенности учета активов для пенсии

Отчетность по МСФО 26

Итоги

 

Значение стандарта для РФ

Международные стандарты в РФ с 2010 года получили официальное признание (ст. 3 закона «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ), и теперь их правила (при условии того, что конкретный стандарт признан и опубликован в РФ) применимы в нашей стране на законодательном уровне (постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107).

Первый вариант МСФО 26 был введен в РФ в действие приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н. С 09.02.2016 его сменил текст, ставший приложением к приказу Минфина России от 28.12.2015 № 217н.

Стандарт рассматривает вопросы формирования пенсионных накоплений, включая в круг связанных с ними лиц всех участников этого процесса: работодателя, работника и организацию, получающую, сохраняющую и инвестирующую полученные средства пенсионных сбережений (актуария). В рамках существующих пенсионных программ не имеет значения, какая из организаций является получателем этих средств: специально созданный фонд или страховая компания. Но важно наличие целевого назначения их: это должны быть средства, предназначенные именно для систематического формирования пенсии по определенной пенсионной программе.

Виды программ пенсионных платежей

МСФО 26 выделяет 2 возможных вида пенсионных программ:

  • С установленными взносами, когда размер платежей определяет либо работодатель, либо работник (или обе эти стороны). Работник пользуется правом контроля за поступлением средств в организацию, формирующую пенсионные накопления, а также за ростом их в результате инвестиционной деятельности актуария. Будущая пенсия зависит от величины взносов и инвестиционного дохода.
  • С установленными выплатами, когда величина платежей подвергается периодической корректировке в зависимости от реального либо перспективного финансового положения работника и работодателя. Такая программа требует проведения систематической (обычно 1 раз в 3 года) оценки возможностей обеих сторон, а также периодических консультаций с организацией, накапливающей и инвестирующей полученные пенсионные средства. Размер будущей пенсии (актуарная приведенная стоимость) при этой программе зависит главным образом от величины дохода работника и количества отработанных им лет.

Допускается существование:

  • спонсоров пенсии, не являющихся работодателями;
  • ограничения обязанностей работодателей по обычным программам;
  • программ смешанного вида, и тогда к ним применяют правила программы с установленными выплатами.

О том, от каких показателей зависит величина пенсии в РФ, читайте в статье «Как рассчитать пенсию в 2016 году (нюансы)?».

Особенности учета активов для пенсии

Стандарт предполагает, что активы, используемые актуарием для формирования пенсии, как правило, учитываются по справедливой (т. е. рыночной) стоимости. Допустимо использование:

  • выкупной стоимости — для ценных бумаг с фиксированной конечной ценой выкупа;
  • иной (отличной от рыночной) стоимости — для ситуаций, когда определить справедливую стоимость активов невозможно, с обязательным указанием в отчетности причины этого.

Отчетность по МСФО 26

Вне зависимости от вида применяемой пенсионной программы в отчетности по ней, составляемой актуарием, должны иметь место:

  • описание принципов учетной политики, в т. ч. используемого метода оценки активов;
  • данные о применяемой политике финансирования, в т. ч. инвестиционной;
  • описание действующей пенсионной программы и фактически осуществленных инвестиций, в т. ч. тех из них, величина которых превышает 5% от суммы активов, доступных для выплат пенсии;
  • данные об изменениях в стоимости пенсионных активов, в т. ч. обо всех поступлениях в них и обо всех произведенных пенсионных выплатах и иных расходах;
  • сведения об обязательствах, имеющихся помимо выплат по пенсиям, информация о начисленных налогах и о финансовых результатах работы.

Об отчете, отражающем финансовые результаты, подробнее читайте в материале «Порядок оформления отчета о прибылях и убытках по МСФО».

По программам с установленными выплатами приводятся:

  • описание сделанных для расчета будущих пенсионных выплат допущений и самой методики этого расчета;
  • величина актуарной стоимости пенсионных выплат (будущих пенсионных платежей), рассчитанная либо от текущих, либо от прогнозируемых уровней зарплаты, с разбивкой их на уже осуществляемые платежи и на будущие выплаты.

Описание используемой пенсионной программы может присутствовать в виде отдельного отчета. При этом все виды отчетности допускают наличие в них ссылок на другие доступные источники информации о деятельности актуария.

Итоги

Отчетность, составляемая в отношении формирования средств на накопление будущей пенсии, должна не только содержать сведения в части движения денежных средств, формирующих отчетные показатели, но и детально раскрывать принципы применяемой актуарием политики.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения