МСФО № 24 Раскрытие информации о связанных сторонах

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

МСФО 24 посвящен вопросам отражения в финансовой отчетности информации о наличии связанных с деятельностью организации сторон, имеющих влияние на ее политику. Рассмотрим особенности применения МСФО 24.

 

Цель создания МСФО 24

Что определяет связь сторон?

Какие стороны не считаются связанными?

Общие особенности отчетности при наличии связанных сторон

Состав раскрываемой информации о связанных сторонах

Виды операций для раскрытия данных по ним

Нюансы операций, связанных с государством

Особенности применения стандарта

Аналог МСФО 24 в российских стандартах учета

Итоги

 

Цель создания МСФО 24

МСФО 24 создан с целью освещения правил раскрытия в финансовой отчетности информации о влиянии на деятельность организации связанных сторон. Связь предполагает наличие определяющего воздействия стороны на какие-либо аспекты существования организации.

Действующий с 09.02.2016 вариант МСФО 24, являющийся приложением к приказу Минфина России от 28.12.2015 № 217н и сменивший применявшийся ранее текст, введенный в РФ приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н, указывает на необходимость раскрытия в отношении связанных сторон:

  • причин, определяющих связь;
  • сути отношений между ними;
  • видов осуществленных операций;
  • количественной оценки итогов операций, включая результаты будущих отношений.

Стандарт применим как для отдельных юридических лиц (МСФО 27), так и для образующих группу (МСФО 10). При составлении консолидированной отчетности данные о внутригрупповых операциях из общих оборотов исключают, кроме тех ситуаций, когда речь идет об инвестиционных вложениях, оцениваемых через справедливую стоимость или прибыль-убытки.

Об отчете, составляемом для отражения прибылей-убытков, читайте в материале «Порядок оформления отчета о прибылях и убытках по МСФО».

Что определяет связь сторон?

Существование связи сторон в бизнесе подразумевает возможность единолично или совместно с иным лицом воздействовать на решения, принимаемые связанной стороной, и может быть обусловлено, например, наличием у организации:

  • дочерних фирм;
  • совместных предприятий;
  • возможности прямо или опосредованно влиять на деятельность юридического лица.

Результаты такого влияния могут сказываться на финансовом положении:

  • самих связанных сторон, которые вправе по иным (в отличие от общепринятых) правилам устанавливать цены и объемы продаж друг другу;
  • одной из связанных сторон, которая корректирует отношения с какой-либо третьей стороной по результатам решений, принятых второй связанной стороной.

Поэтому понимание последствий подобного взаимодействия становится крайне важным для оценки работы организации и возможных рисков в ее деятельности.

Связанными сторонами для организации могут быть как физические, так и юридические лица. При этом неважно, какого рода операции осуществляются между ними и берется ли за это плата. Имеет значение суть взаимоотношений.

Физлицо будет считаться связанной стороной, если оно входит в органы управления организацией, осуществляет контроль над ней или каким-то иным образом может влиять на политику организации. Близкие члены семьи такого физлица, непосредственно влияющие на принимаемые им решения, также могут являться связанными сторонами.

Юридическое лицо может быть связанной стороной по отношению к организации в случаях, когда оно:

  • входит в ту же группу лиц;
  • является совместным предприятием организации или подчинено ее непосредственному влиянию, а также при обратной картине подобных взаимоотношений или если эти ситуации имеют место по отношению к другому члену группы, в которую входит и организация;
  • так же как и организация, является совместным предприятием, созданным одним и тем же третьим лицом;
  • становится совместным предприятием третьего лица, а организация имеет влияние на это третье лицо, а также при обратной картине;
  • формирует в адрес работников организации вознаграждения любых видов по итогам работы или само получает для своих работников от организации такие вознаграждения;
  • контролируется тем же физлицом, что и организация, или это лицо имеет возможность существенно влиять на принятие решений в обоих юридических лицах;
  • входит в группу, иной член которой предоставляет самой организации или той, от которой она зависит, ключевой управленческий персонал.

О том, какие последствия взаимосвязь сторон имеет для расчета налогов в РФ, читайте в статье «Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях — 2016».

Какие стороны не считаются связанными?

Согласно положениям МСФО 24 не следует считать связанными сторонами:

  • организации, имеющие одного и того же руководителя или другого представителя ключевого управления, из-за наличия только одного этого обстоятельства, даже если они могут влиять на решения, принимаемые в обеих организациях;
  • участников совместного предприятия только потому, что они совместно осуществляют контроль над ним;
  • лиц, одновременно участвующих в финансировании;
  • профсоюзные органы;
  • коммунальные службы;
  • госучреждения и государственные ведомства при осуществлении ими обычных хозяйственных операций, даже если при этом возникает влияние на принятие организацией решений;
  • отдельных контрагентов, с которыми существуют обычные хозяйственные взаимоотношения, даже при условии значительности сумм оборота между ними.

Общие особенности отчетности при наличии связанных сторон

Отчетность, содержащую информацию о связанных сторонах, характеризуют следующие особенности:

  • эта отчетность дополняет иную отчетность, составляемую организацией;
  • она формируется даже в том случае, если между этими сторонами в отчетном периоде не было никаких операций;
  • если организация является дочерней, но ни она, ни ее материнская или контролирующая компания не составляют консолидированную отчетность общего пользования, то сведения как о связанной стороне даются в отношении той компании, которая составит такую отчетность с включением данных об организации;
  • в части осуществленных в отчетном периоде операций приводятся их описание и количественные характеристики, отражающие обороты и остатки по ним, а также наличие договорных отношений по будущим операциям.

Раскрытие информации должно проводиться раздельно с выделением данных:

  • по материнской компании;
  • юридическим лицам, совместно контролирующим организацию или имеющим существенное влияние на ее решения;
  • дочерним организациям;
  • ассоциированным (зависимым) организациям;
  • совместным предприятиям, в которых организация участвует;
  • ключевому управленческому персоналу;
  • другим связанным сторонам.

Состав раскрываемой информации о связанных сторонах

Осуществленные с каждой из связанных сторон операции необходимо разбивать по их видам, отражая в отношении каждой связанной стороны сведения:

  • о суммах операций;
  • остатках по операциям, в т. ч. по прогнозируемым, если отношения запланированы на будущее;
  • условиях осуществления операций, включая все их особенности;
  • гарантиях и обеспечениях, связанных с операциями;
  • созданных резервах по существующей сомнительной задолженности;
  • списанных в течение отчетного периода суммах безнадежной (сомнительной) задолженности.

В отношении управленческого персонала, относимого к связанным сторонам, обязательной является информация о величине выплат, осуществленных каждому из управленцев в целом и с разбивкой на вознаграждения:

  • краткосрочного характера (зарплата; социальные взносы; отпускные и больничные; премии; доходы от прибыли; обеспечение жильем, транспортом, медицинскими услугами, продукцией);
  • долгосрочного характера (творческие отпуска и отпуска, связанные со стажем работы; продолжительные больничные; поощрительные выплаты, осуществляемые по итогам года);
  • связанные с окончанием трудовой деятельности (пенсии; выплаты при выходе на пенсию; страхование и медицинское обслуживание для пенсионеров);
  • относимые к выходным пособиям;
  • являющиеся доходом по акциям.

О начислении дохода по акциям, осуществляемом по российским стандартам, читайте в статье «Какой порядок распределения чистой прибыли (нюансы)?».

Выделению в отчетности подлежат данные о затратах на услуги предоставленного ключевого управленческого персонала. При этом обязанность детального раскрытия данных по ним (как по персонам, так и по видам выплат) у организации отсутствует.

Виды операций для раскрытия данных по ним

Обязательной к раскрытию в отчетности является информация по операциям, связанным:

  • с покупкой и продажей товаров, готовой продукции и полуфабрикатов;
  • покупкой и продажей имущества и иных активов;
  • получением и оказанием услуг;
  • получением и предоставлением в аренду;
  • передачей результатов научно-исследовательских разработок;
  • передачей прав по соглашениям лицензионного характера;
  • предоставлением средств финансирования, в т. ч. через кредиты, займы, взносы в УК вне зависимости от формы этих средств (денежной или натуральной);
  • предоставлением гарантий и обеспечений;
  • обусловленной договором обязанностью предпринять какие-либо конкретные действия при наступлении (или ненаступлении) каких-то определенных событий;
  • расчетами по обязательствам самой организации в связи со связанной стороной или по обязательствам связанной стороны, которые должна осуществить организация.

Подлежащей раскрытию считается также информация об участии материнской и дочерней компаний в платежах в пользу работников, осуществляемых по программам установленных выплат, при которых риск делится между участниками группы (п. 42 МСФО 19).

В отдельных случаях допускается:

  • раскрывать близкую по содержанию информацию свернуто, если это не влияет на понимание результата влияния на финансовую отчетность;
  • выделять сведения об операциях со связанными сторонами, проведенными на общепринятых условиях, если это обосновано для целей отчетности.

О том, как оформляются пояснения к отчетности по российским стандартам, читайте в материале «Составляем пояснительную записку к бухгалтерскому балансу (образец)».

Нюансы операций, связанных с государством

Выполнение требований к составу раскрываемой информации становится необязательным, если для организации имеет место связь с государственными органами, выступающими в качестве контролирующего (единолично или совместно) органа или имеющего влияние на деятельность:

  • непосредственно отчитывающейся организации;
  • другой организации, связь с которой обусловлена наличием этого контроля со стороны государственного органа.

Достаточным в этом случае будет раскрытие в отчетности:

  • Наименования государственного органа и характера взаимоотношений с ним.
  • Характера и сумм существенных операций с ним, при этом прочие (несущественные) операции могут быть отражены в совокупности. Выделение операций по видам для этих целей будет таким же, как и в общеустановленных правилах.

Применение собственного суждения для оценки существенности или несущественности операций обязывает отчитывающуюся организацию при выделении подлежащих описанию операций учесть также такие факторы, как:

  • значительность масштаба операции;
  • наличие рыночных или нерыночных условий ее проведения;
  • обычность для осуществляемой деятельности или единичность проведения операции;
  • раскрытие ее сущности для регулирующих и надзорных органов;
  • информированность высшего руководства;
  • наличие одобрения акционеров.

Особенности применения стандарта

Обязательным является применение стандарта для отчетных периодов, начинающихся с 2011 года. Его досрочное применение допустимо при наличии в отчетности оговорки об этом.

Применение стандарта с 2011 года подразумевает использование его с учетом изменений, внесенных с этого же года в МСФО 10, МСФО 11 и МСФО 12. С 09.02.2016 указанные стандарты используются в варианте текста, прилагаемого к приказу Минфина России от 28.12.2015 № 217н.

С января 2014 года обязателен учет поправок к МСФО 24, принятых в части инвестиционных организаций и введенных в действие в РФ приказом Минфина России от 07.05.2013 № 50н, в отношении:

  • предоставления информации об инвестиционных вложениях, оцениваемых через справедливую стоимость или прибыли-убытки, которые не должны исключаться из отчетности при ее консолидации;
  • использования понятия об инвестиционных организациях в понимании, применяемом в иных документах МСФО (МСФО 10, МСФО 11, МСФО 27).

С июля 2014 года обязательно применение поправок, внесенных в стандарт в результате его ежегодных усовершенствований и введенных в действие в РФ приказом Минфина России от 17.12.2014 № 151н. Этими поправками текст стандарта был дополнен в части:

  • перечня связанных сторон: к ним стало также относиться юридическое лицо (или иной член группы, в которую оно входит), предоставляющее отчитывающейся организации или той, от которой она зависит, ключевой управленческий персонал;
  • исключения обязанности давать в отчетности детальное раскрытие данных по ключевому управленческому персоналу (как по персонам, так и по видам выплат);
  • появления требования об обязательности указания в отчете данных о суммах затрат на услуги по предоставленному ключевому управленческому персоналу.

Все виды поправок допускается использовать до даты, с которой они стали обязательными к применению, но с обязательной оговоркой в отчетности об этом. Досрочное применение поправок влечет за собой и досрочное применение положений соответствующих стандартов, измененных одновременно с ними.

Аналог МСФО 24 в российских стандартах учета

Аналогом рассматриваемого стандарта в РФ является ПБУ 11/2008, утвержденное приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н и на сегодняшний день применяемое в редакции от 06.04.2015. В целом оба документа очень похожи. Различают их следующие моменты:

  • ПБУ не относится к кредитным организациям и допускает неприменение его СМП;
  • перечни сторон, считающихся связанными, не совпадают, при этом МСФО описывает более широкий круг физических лиц, которые могут быть отнесены к связанным;
  • ПБУ количественно определяет ряд критериев связи;
  • в ПБУ отсутствует требование об отражении в отчете прогнозируемых остатков по запланированным взаимоотношениям;
  • в ПБУ нет оговорок об оставлении в консолидированной отчетности информации об инвестиционных вложениях, оцениваемых через справедливую стоимость или прибыли-убытки;
  • МСФО дает более детальный перечень видов операций, информация о которых должна быть раскрыта в отчетности;
  • ПБУ не содержит оговорок об отражении операций по связи с государственными органами;
  • ПБУ не допускает ретроспективного применения.

Итоги

Применение МСФО 24 подразумевает выполнение ряда правил как в части признания сторон связанными, так и в отношении отражения информации по ним в отчетности.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения