Учет денежных документов и кассовых операций организуется в том случае, когда в расчетах используются наличные деньги. Полезную информацию о том, как правильно организовать учет и какие особенности при этом нужно иметь в виду, вы можете найти в статье.

 

Бухучет банковских и кассовых операций на предприятии

Первичные документы по учету кассовых операций

Учет денежных документов и кассовых: в чём разница?

Итоги

 

Бухучет банковских и кассовых операций на предприятии

Банковские операции производятся в безналичном порядке, они подчинены нормативным требованиям и учитываются с помощью предназначенных для этого бухгалтерских счетов (51, 52, 57). Бухгалтерский учет кассовых операций необходим при любом движении наличности в кассе компании. Рассмотрим подробнее, как организовать учет кассовых операций.

ВАЖНО! В соответствии с планом счетов бухучета (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н) кассовые операции отражаются в учете с применением счета 50 «Касса». Соответственно и учет денежных документов в кассе также ведется при помощи счета 50.

К примеру:

  • работником внесена сумма займа при его погашении — Дт 50 Кт 73;
  • от учредителя получен взнос наличными деньгами для пополнения оборотных средств компании — Дт 50 Кт 75.

В кассу может поступать выручка от обычной деятельности компании (Дт 50 Кт 62) или от продажи прочего имущества (Дт 50 Кт 91), работник может вернуть неиспользованную подотчетную наличку (Дт 50 Кт 71) или получить зарплату наличными деньгами (Дт 70 Кт 50).

Все эти операции относятся к кассовым и подлежат своевременной регистрации на счетах бухучета, а основанием для их отражения служат кассовые документы, о которых подробнее поговорим далее.

Про особенности документального оформления  кассовых операций читайте в статьях:

Первичные документы по учету кассовых операций

Основным нормативным документом, регламентирующим применение первичных кассовых документов, является указание Банка России от 11.03.14 № 3210-У.

Неважно, работает компания на УСН или применяет обычную систему налогообложения — при выдаче денег из кассы в любом случае нужно оформить расходный кассовый ордер (РКО), а при получении средств — приходный кассовый ордер (ПКО). Это установлено п. 4.1 указания № 3210-У.

С правилами заполнения кассовых ордеров вы можете ознакомиться в статьях:

ВАЖНО! Этим же пунктом установлено, что ИП, которые ведут книгу учета доходов и расходов или учитывают физические показатели, могут обойтись без кассовых документов.

Перечислим основные требования к первичным кассовым документам (указание № 3210-У):

  1. Документы могут быть как бумажными, так и электронными (п. 4.7).
  2. Подписывают документы кассир и главный бухгалтер. В случае отсутствия главного бухгалтера кассовые документы должен подписать руководитель (п. 4.3). У электронного документа должна быть электронная подпись (п. 4.7 указания № 3210-У, закон от 06.04.11 № 63-ФЗ).
  3. При выдаче подотчетных сумм основанием для РКО будет являться письменное заявление подотчетника, в котором указаны сумма и срок, на который она выдается, подпись руководителя и дата или распоряжение руководителя (п. 6.3).

Образец заявления на выдачу денег в подотчет ищите в статье «Составляем заявление на подотчет — образец на 2017-2018 гг.».

  1. РКО и ПКО исправить нельзя, можно только заменить. В остальных бумажных кассовых документах допускаются исправления (с указанием даты исправления, подписи с расшифровкой лиц, оформивших документы). Электронные кассовые документы (после их подписания) исправлять запрещено (п. 4.7).
  2. На основании кассовых документов движение наличных средств должно отражаться в кассовой книге (п. 4.6).

О ведении кассовой книги можно дополнительно прочитать в статьях:

Учет денежных документов и кассовых: в чём разница?

Кассовый документ и денежный документ — это разные понятия, поэтому и учет их ведется по-разному. Кассовыми считаются документы, необходимые для оформления кассовых операций (РКО, ПКО и т.д.). На их основании в бухучете производятся записи, формируется информация в регистрах бухучета.

Денежные документы и порядок их учета — это немного другое. Понятие «денежный документ» несет в себе совсем иной смысл. При учете денежных документов следует иметь в виду, что такие документы, в отличие от кассовых, имеют стоимостную оценку, и их появление в компании означает, что какая-то услуга уже оплачена, но не оказана. Следуя приведенному описанию учета денежных документов, можно подытожить, что к таким документам, например, можно отнести почтовые марки, оплаченные проездные документы, путевки в дома отдыха и др.

ВАЖНО! Планом счетов для учета денежных документов предусмотрен субсчет 50/3 «Денежные документы». Учет денежных документов в казенном учреждении, как и в предприятиях других форм собственности, производится по фактическим затратам на их приобретение, а в аналитическом учете информация должна быть представлена по видам денежных документов.

При наличии сальдо по субсчету 50/3 «Денежные документы» на конец отчетного периода стоимостная оценка денежных документов увеличивает остаток по счету 50 «Касса». Затем этот остаток отражается по строке 1250 баланса (вместе с сальдо по остальным счетам учета денежных средств и денежных эквивалентов), а также попадает в отчет о движении денежных средств.

Подробнее о том, как и когда составляется отчет о движении денежных средств, см. в материале «Заполнение формы 3, 4 и 6 бухгалтерского баланса».

Как рассчитать, сколько денег может храниться в кассе, читайте в статье «Кассовая дисциплина — лимит остатка кассы на 2018 год».

Итоги

Учет кассовых операций, а также учет денежных документов — важная и ответственная процедура. Все операции по выдаче и приему в кассу наличных денег требуют внимательного отношения к оформлению первичных кассовых документов, а от правильного и своевременного внесения информации о кассовых операциях в регистры бухучета зависит в целом достоверность отчетности компании.