Порядок бухгалтерского учета кассовых операций (нюансы)

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Учет кассовых операций организуется в том случае, когда в расчетах используются наличные деньги. Полезную информацию о том, как правильно организовать учет и какие особенности при этом нужно иметь в виду, вы можете найти в статье.

 

Бухучет банковских и кассовых операций на предприятии

Первичные документы по учету кассовых операций

В чём разница между учетом кассовых и денежных документов?

Итоги

 

Бухучет банковских и кассовых операций на предприятии

Банковские операции производятся в безналичном порядке, они подчинены нормативным требованиям и учитываются с помощью предназначенных для этого бухгалтерских счетов (51, 52, 57). Бухгалтерский учет кассовых операций необходим при любом движении наличности в кассе компании. Рассмотрим подробнее, как организовать учет кассовых операций.

Важно! В соответствии с планом счетов бухучета (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н) кассовые операции отражаются в учете с применением счета 50 «Касса».

К примеру:

  • работником внесена сумма займа при его погашении — Дт 50 – Кт 73;
  • от учредителя получен взнос наличными деньгами для пополнения оборотных средств компании — Дт 50 – Кт 75.

В кассу может поступать выручка от обычной деятельности компании (Дт 50 – Кт 62) или от продажи прочего имущества (Дт 50 – Кт 91), работник может вернуть неиспользованную подотчетную наличку (Дт 50 – Кт 71) или получить зарплату наличными деньгами (Дт 70 – Кт 50).

Все эти операции относятся к кассовым и подлежат своевременной регистрации на счетах бухучета, а основанием для их отражения служат кассовые документы, о которых подробнее поговорим далее.

Об общих требованиях, предъявляемых к первичке для целей бухучета, см. в материале «Первичный документ: требования к форме и последствия ее нарушения».

Первичные документы по учету кассовых операций

Основным нормативным документом, регламентирующим применение первичных кассовых документов, является указание Банка России от 11.03.14 № 3210-У.

Неважно, работает компания на УСН или применяет обычную систему налогообложения — при выдаче денег из кассы в любом случае нужно оформить расходный кассовый ордер (РКО), а при получении средств — приходный кассовый ордер (ПКО). Это установлено п. 4.1 указания № 3210-У.

С правилами заполнения кассовых ордеров вы можете ознакомиться в статьях:

- «Как заполняется приходный кассовый ордер (ПКО)?»;

- «Как заполняется расходный кассовый ордер (РКО)?».

Важно! Этим же пунктом установлено, что ИП, которые используют для учета книгу доходов и расходов, могут обойтись без кассовых документов.

Перечислим основные требования к первичным кассовым документам (указание № 3210-У):

  1. Документы могут быть как бумажными, так и электронными (п. 4.7).
  2. Подписывают документы кассир и главный бухгалтер, а в его отсутствие — руководитель (п. 4.3). У электронного документа должна быть электронная подпись (закон от 06.04.11 № 63-ФЗ).
  3. При выдаче подотчетных сумм основанием для РКО будет являться письменное заявление подотчетника, в котором указаны сумма и срок, на который она выдается, подпись руководителя и дата (п. 6.3).
  4. РКО и ПКО исправить нельзя, можно только заменить. В остальных бумажных кассовых документах допускаются исправления (с указанием даты исправления, подписи с расшифровкой лиц, оформивших документы). Электронные кассовые документы (после их подписания) исправлять запрещено (п. 4.7).
  5. На основании кассовых документов движение наличных средств должно отражаться в кассовой книге (п. 4.6).

В чём разница между учетом кассовых и денежных документов?

Кассовый документ и денежный документ — это разные понятия, поэтому и учет их ведется по-разному. Кассовыми считаются документы, необходимые для оформления кассовых операций (РКО, ПКО и т.д.). На их основании в бухучете производятся записи, формируется информация в регистрах бухучета.

Понятие «денежный документ» несет в себе совсем иной смысл. Такой документ, в отличие от кассового, имеет стоимостную оценку, и его появление в компании означает, что какая-то услуга уже оплачена, но не оказана. К таким документам, например, относят почтовые марки, оплаченные проездные документы, путевки в дома отдыха и др.

Важно! Планом счетов для учета денежных документов предусмотрен субсчет 50/3 «Денежные документы». Учет производится по фактическим затратам на их приобретение, а в аналитическом учете информация должна быть представлена по видам денежных документов.

При наличии сальдо по субсчету 50/3 «Денежные документы» на конец отчетного периода стоимостная оценка денежных документов увеличивает остаток по счету 50 «Касса». Затем этот остаток отражается по строке 1250 баланса (вместе с сальдо по остальным счетам учета денежных средств и денежных эквивалентов), а также попадает в отчет о движении денежных средств.

Подробнее о том, как и когда составляется отчет о движении денежных средств, см. в материале «Заполнение формы 3, 4 и 6 бухгалтерского баланса».

Итоги

Учет кассовых операций — важная и ответственная процедура. Все операции по выдаче и приему в кассу наличных денег требуют внимательного отношения к оформлению первичных кассовых документов, а от правильного и своевременного внесения информации о кассовых операциях в регистры бухучета зависит в целом достоверность отчетности компании.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения