Бланк строгой отчетности вместо кассового чека (нюансы)

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Бланк строгой отчетности вместо кассового чека имеют право выдавать организации и ИП, отвечающие ряду условий, предусмотренных законодательством (мы их рассмотрим в этом материале). До 1 июля 2018 года действует старый порядок работы с БСО для таких налогоплательщиков. Но к чему необходимо готовиться дальше?

 

Кто может применять БСО вместо ККМ?

Проводки в организациях, использующих при расчетах БСО

Вместо БСО — POS-терминал

Итоги

 

Кто может применять БСО вместо ККМ?

В каких ситуациях можно применять бланк строгой отчетности вместо кассового чека до 01.07.2018? Согласно п. 9 ст. 7 закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее — закон № 290-ФЗ), предприятия и организации, которые имели право работать без ККТ и выдавали БСО вместо чеков ККМ до принятия изменений в закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ), могут до 01.07.2018 работать в прежнем режиме.

Кроме того, пп. 7, 8 ст. 7 закона № 290-ФЗ установлено, что до этой же даты могут выдавать БСО вместо кассовых чеков ИП и организации, оказывающие услуги населению, а также те лица, которые находятся на ЕНВД и ПСН. Таким образом, закон № 290-ФЗ, вступив в силу с 15.07.2016, предоставляет возможность большинству предпринимателей и предприятий, не использовавших до этого момента ККТ, пока еще не применять такую технику.

Итак, могут не применять ККТ, выдавая БСО, до 01.07.2018:

  • организации и ИП, которые пользовались таким правом до вступления в силу закона № 290-ФЗ (п. 9 ст. 7 закона № 290-ФЗ);
  • организации и ИП, находящиеся на специальных налоговых режимах: ЕНВД и ПСН (п. 7 ст. 7 закона № 290-ФЗ);
  • организации и ИП, оказывающие услуги населению (п. 8 ст. 7 закона № 290-ФЗ).

После указанного срока предприниматели и организации, которые вместо чеков ККТ могут выдавать БСО, будут формировать бланки строгой отчетности с использованием автоматизированных систем расчетов в бумажной и электронной форме.

Перечень случаев, когда можно работать без ККТ, имеет исчерпывающий характер и указан в пп. 2, 3, 5, 6 ст. 2 закона 290-ФЗ. Это ситуации:

  • выдачи (приема) наличности с использованием автоматических устройств для расчетов в кредитных организациях (включая электронные средства платежа);
  • продажи печатных СМИ и сопутствующих им товаров, если доля продажи печатной продукции составляет не менее половины товарооборота, а сопутствующие товары соответствуют утвержденному субъектом РФ ассортиментному перечню;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи билетов, талонов, проездных документов, дающих право на проезд в общественном транспорте, в салонах транспортных средств;
  • реализации питания в образовательных учреждениях;
  • торговли на ярмарках, розничных базарах, выставках, на специально отведенных площадках, исключая торговлю в обустроенных и обеспечивающих демонстрацию и сохранность товаров торговых местах;
  • ярмарочной торговли непродовольственными товарами, перечень которых установлен Правительством РФ;
  • разносной торговли (кроме продажи технически сложных товаров и продовольствия, требующего особых условий хранения и реализации) в вагонах пассажирских поездов, с лотков и ручных тележек, других средств малой механизации;
  • продажи мороженого, разливных безалкогольных напитков в киосках;
  • продажи кваса, молока, растительного масла, живой рыбы и других безакцизных разливных товаров с автоцистерн, продажи сезонных овощей и фруктов вразвал;
  • приемки утильсырья от населения, исключая металлолом, лом драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • оказания услуг по ремонту и окраске обуви;
  • оказания услуг металлоремонта — изготовления ключей и мелкой металлической галантереи;
  • оказания услуг няни и сиделки;
  • продажи изделий народного промысла, если реализация производится самим изготовителем;
  • оказания услуг по вспашке огородов и распилке дров;
  • оказания услуг носильщиков на вокзалах, в портах, в аэропортах;
  • сдачи от ИП в аренду недвижимого имущества (жилья);
  • работы в удаленных населенных пунктах, перечень которых утвержден специальным постановлением Правительства РФ;
  • продажи лекарств и медизделий медицинскими организациями, расположенными в сельской местности, где отсутствуют аптечные пункты, или аптечными пунктами ФАП, расположенных в деревнях и селениях;
  • реализации товаров, услуг и изделий религиозно-обрядового назначения культовыми организациями, имеющими соответствующую лицензию, в местах осуществления ими деятельности.

Проводки в организациях, использующих при расчетах БСО

Если организация применяет бланк строгой отчетности вместо кассового чека, то такой бланк необходимо хранить и учитывать по правилам, установленным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359. Учет бланков строгой отчетности ведется в соответствующем журнале (прошитом и пронумерованном). Для контроля движения таких материальных активов заводится карточка учета.

Типовые проводки при применении БСО в организации выглядят следующим образом:

Дебет

Кредит

Суть операции

10

60

Покупка у типографии БСО, оприходование их в организации

19

60

Выделен НДС с суммы приобретенных бланков

68 (НДС)

19

Принят к вычету налог на добавленную стоимость по приобретенным бланкам

20

10

БСО переданы в соответствующие подразделения или материально ответственным лицам

Забалансовый учет БСО на аналитическом чете 006 поможет вести учет поступления и списания бланков в подразделениях или у материально ответственных лиц. Так, по дебету счета 006 отражается поступление бланков в соответствующее подразделение и определенному материально ответственному лицу. По кредиту счета 006 проводится списание с подразделения или МОЛ бланков строгой отчетности при их выбытии (использовании, порче).

Выявленная недостача оформляется актом, составленным уполномоченной комиссией. Списание БСО при порче также проводится актом.

Хранят БСО в сейфах или несгораемых шкафах, предназначенных для хранения таких документов. Регулярно проводится инвентаризация БСО (не реже одного раза в год).

Подробнее об учете и инвентаризации БСО читайте в статье «Что относится к бланкам строгой отчетности (требования)?».

Вместо БСО — POS-терминал

Операции осуществления платежных операций через POS-терминал подчиняются закону «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 № 103-ФЗ. Отметим, что к POS-терминалам относятся устройства, которые позволяют использовать при расчете за покупку банковские карты.

Если оплата производится с применением POS-терминала,то бланк строгой отчетности вместо кассового чека можно не выдавать, если терминал присоединен к ККТ, который формирует чек. Если же используется оборудование, которое формирования кассового чека не производит, то выдается БСО.

Подробнее о проводках при использовании на предприятии POS-терминалов можно узнать из статьи «Проводка дебет 57 кредит 57 (нюансы)».

При использовании POS-терминала налогоплательщиками, указанными в пп. 7–9 ст. 7 закона № 290-ФЗ до 01.07.2018 можно не вносить какие-либо изменения в работу (включая изменение реквизитов выдаваемых документов), предоставляя покупателям БСО, формируемый ККТ или автоматической системой расчетов по форме, используемой таким налогоплательщиком до вступления в силу закона № 290-ФЗ (либо бланки типографской формы, утвержденные учетной политикой предприятия или (для некоторых случаев) законодательно).

Итоги

До 01.07.2018 все организации и предприниматели, участвующие в наличных расчетах, обязаны перейти на расчеты с применением ККТ или автоматизированных средств расчетов, выдающих бланки строгой отчетности вместо кассового чека. Остается достаточно ограниченный перечень случаев, когда можно не применять ККТ, — все они указаны в ст. 2 закона № 54-ФЗ. Порядок перехода на расчеты по новым правилам изложен в ст. 7 закона № 290-ФЗ.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения