Расчет платы за загрязнение окружающей среды - 2016

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Расчет платы за загрязнение окружающей среды 2016 года — процедура, регламентируемая в значительной мере обновленными нормами права. Рассмотрим их специфику.

 

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит?

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

Расчет платы за вред экологии: вычеты

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

Итоги

 

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

С 2016 года в законодательстве РФ действует ряд новых положений закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, установленных на основании закона «О внесении изменений в ФЗ об отходах производства» от 29.12.2014 № 458-ФЗ. Так, по нормам ст. 16.4 обновленного закона № 7-ФЗ плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет:

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным годом;
  • остальными предприятиями — по итогам 1, 2 и 3 квартала до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей в сумме, равной 25% от величины суммарного платежа за предыдущий год, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит?

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что рассматриваемый платеж, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), продолжать подобное отождествление стало некорректно.

Официальный экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то время как рассматриваемое в данной статье и преимущественно регламентируемое другим НПА (законом № 7-ФЗ) платежное обязательство установлено для тех фирм, что производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства.

Таким образом, официальный экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные фирмой или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

«Неофициальный» сбор, о котором идет речь в статье:                              

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Стоит отметить, что порядок расчетов «неофициального» сбора сейчас регулируется постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 — он был принят в целях исполнения уже отмененного закона РСФСР 2060-1, но до сих пор является основным НПА, регламентирующим порядок расчета платежа по выбросам в окружающую среду.

Рассмотрим порядок соответствующего расчета подробнее.

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется налогоплательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ).

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 632, которые все еще актуальны:

  • нормативы выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если фирма занимается размещением отходов и является крупным бизнесом, то для получения нормативов она должна предоставить в Росприроднадзор их проект (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, необязательно разрабатывать соответствующие проекты — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Сведения о платежной базе по сбору за выбросы предоставляются в Росприроднадзор в составе декларации по плате за вред экологии по итогам года (п. 5 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Ее форма пока что законодательно не утверждена. Вероятно, она появится к моменту срока подачи соответствующего документа — 10 марта 2017 года.

Если предприятие образует отходы 1–4-го классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве фирмы. Заверенные копии данных паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Законодатель не раскрывает понятие «ставка» в контексте закона № 7-ФЗ, но исходя из правовой аналогии под ставками правомерно понимать нормативы платы за нанесение вреда экологии, зафиксированные в постановлении Правительства от 12.06.2003 № 344.

Соответствующие нормативы удовлетворяют критериям ставок, которые установлены п. 2 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, поскольку:

  • они позволяют определить размер платы, в принципе, за каждое вещество, наносящее вред экологии (нормативы установлены для большинства химических соединений, используемых в промышленности);
  • они определены для отходов производства с различными классами опасности.

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:

  • дополнительных, что определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ;
  • установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ;
  • установленных п. 2 постановления № 344;
  • установленных подп. «ц» п. 3 и подп. «б» п. 4 постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление № 344» от 01.07.2005 № 410;
  • установленных приложением № 2 к постановлению № 344.

Расчет платы за вред экологии: вычеты

В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты налогоплательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

До того как новые нормы, введенные законом № 458-ФЗ, вступили в силу, субъекты платы за нанесение вреда экологии в целях отчетности должны были предоставлять в Ростехнадзор форму расчета, установленную приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204. С 2016 года данный документ применять не нужно. Исключение — не сданная вовремя отчетность по экологическим платежам за 2015 год.

С 2010 года ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство налогоплательщиков по предоставлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). В ней же фиксируется, в частности, величина платежной базы.

Но форма данной декларации, как мы отметили выше, пока не утверждена. Фактически это означает, что в 2016 году налогоплательщикам не нужно направлять какой-либо отчетности в Росприроднадзор (если направлена форма по приказу № 204 за 2015 год). Об этом же говорит и само ведомство (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

Итоги

С 2016 года в РФ действуют новые нормы, регламентирующие уплату российскими фирмами компенсации государству за вред, нанесенный экологии — в соответствии с изменениями в законе № 7-ФЗ. Данные нормы устанавливают порядок отчетности и регулярности внесения в бюджет соответствующих платежей, а также регламентируют порядок их исчисления. Платежи за вред экологии администрирует Росприроднадзор.

Узнать больше о нормах права, устанавливающих обязательства для налогоплательщиков РФ и иных государств в части обеспечения защиты окружающей среды, вы можете в статьях:

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения