Расчет платы за загрязнение окружающей среды - 2016-2017

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту
Комментариев (2)

Расчет платы за загрязнение окружающей среды 2016-2017 годов — процедура, регламентируемая в значительной мере обновленными нормами права. Рассмотрим их специфику.

 

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

Расчет платы за вред экологии: вычеты

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

Итоги

 

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1-го, 2-го и 3-го кварталов до 20-го числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей в сумме, равной 25% от величины суммарного платежа за предыдущий год, а также по итогам 4-го квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Официальный экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, официальный экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные фирмой или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

Неофициальный сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2017 году порядок расчетов «неофициального» сбора регулируется постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Подробнее о периоде, на который этот документ распространяет свое действие, читайте в статье «Утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые попадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

  • выбросы от стационарных источников;
  • сбросы в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов.

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 255:

  • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  • сумма платы может снижаться за счет:
  • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
  • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если фирма занимается размещением отходов и является крупным бизнесом, то для получения нормативов она должна предоставить в Росприроднадзор их проект (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, необязательно разрабатывать соответствующие проекты — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4-го классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии данных паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Законодатель не раскрывает понятие «ставка» в контексте закона № 7-ФЗ, но исходя из правовой аналогии под ставками правомерно понимать нормативы платы за нанесение вреда экологии, зафиксированные в постановлении Правительства от 12.06.2003 № 344.

Соответствующие нормативы удовлетворяют критериям ставок, которые установлены п. 2 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, поскольку:

  • они позволяют определить размер платы, в принципе, за каждое вещество, наносящее вред экологии (нормативы установлены для большинства химических соединений, используемых в промышленности);
  • они определены для отходов производства с различными классами опасности.

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:

  • дополнительных, что определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ;
  • установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ;
  • установленных п. 2 постановления № 344;
  • установленных подп. «ц» п. 3 и подп. «б» п. 4 постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление № 344» от 01.07.2005 № 410;
  • установленных приложением № 2 к постановлению № 344.

Расчет платы за вред экологии: вычеты

В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

С 2010 года ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по предоставлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. То есть за 2016 год декларация должна быть представлена в Росприроднадзор не позднее 10.03.2017.

О том, где найти форму декларации, действительной для отчета за 2016 год, читайте в материале «Готова декларация по негативному воздействию на ОС».

В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

Подробнее о представлении декларации читайте в статье «Как сдать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду?».

См. также «Росприродназдзор предложил заявления о зачете и возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Итоги

С 2016 года в России в соответствии с обновленным законом № 7-ФЗ действуют новые нормы, регламентирующие уплату российскими фирмами и ИП компенсации государству за вред, нанесенный экологии. Эти нормы устанавливают порядок представления отчетности и сроки внесения в бюджет соответствующих платежей, а также регламентируют вопросы их исчисления. Платежи за вред экологии администрирует Росприроднадзор.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

Участвуй в обсуждении в нашей группе Вконтакте

 

Комментарии (2)

Комментарий к статье:  Расчет платы за загрязнение окружающей среды - 2016-2017
27.02.2017 11:37:00

Экологический сбор и Экологический налог, это одно и то же? Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит? Неофициальный сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде: • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов; Что означает фраза НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ сбор? Далее - за размещение отходов... Кто их размещает? Ясно, что мусоровывозящая компания. Тогда зачем за это требуют оплату с СНТ? СНТ заключило договор на вывоз мусора, СНТ оплатило эту услугу. Теперь на СНТ наезжают экологи, требуют экологический сбор-налог, плюс ко всему еще и встать на учет в кадастр отходов... Но и это еще не все... требуют еще и плату за негативное воздействие на окружающую среду. Обращаться к экологом бесполезно... будет как по Райкину... "Кто пришил пуговицы?"

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Ответ на комментарий  Сергей
02.03.2017 12:55:57

Экологический сбор иногда называют экологическим налогом, хотя этот сбор не является налоговым платежом. По моему мнению, СНТ, заключившее договор на вывоз мусора, не является плательщиком экологического сбора и платы за негативное воздействие на окружающую среду. Подробнее обоснование данного утверждения вы можете прочитать в статье «Кто должен платить экологический сбор с 2016 года?» (http://nalog-nalog.ru/ekologicheskij_nalog/kto_dolzhen_platit_ekologicheskij_sbor_s_2016_goda/) и комментариях к данной статье.

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Ответ на комментарий  Наталья
06.03.2017 12:05:00

"По моему мнению," Это как бы и мое мнение и многих председателей правления СНТ. А тут еще до 10 марта "Не позднее 10 марта сдайте декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду" садоводов уже до такой степени приперли к стенке, что теперь будут вымершие и заброшенные садовые участки, как раньше были вымершие деревня. Наши правители, за последнее время, не на шутку проявляют "заботу" о своих гражданах.

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Комментарий к статье:  Расчет платы за загрязнение окружающей среды - 2016-2017
21.02.2017 15:48:00

Когда же будет утвержден расчет платы за загрязнение окружающей среды? неужели нельзя его утвердить с 01.01.2017 г за 1-й квартал 2017 года?

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Ответ на комментарий  Галина
21.02.2017 15:52:50

Форма декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду утверждена приказом Минприроды от 09.01.2017 № 3. Смотрите нашу рубрику "Экологический налог".

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения