Претензионная работа по 44-ФЗ напрямую законом не регулируется, хотя все госконтракты содержат условие о претензионном порядке разрешения споров. В статье расскажем, какими нормативными актами руководствоваться при проведении такой работы и на что следует обратить внимание.

 

Нормативное регулирование претензионной работы по контрактам по 44-ФЗ

Срок направления и срок ответа (рассмотрения) претензий по госконтрактам

Действия заказчика на допретензионном этапе

Рекомендации по составлению претензионного письма поставщику

Особенности одностороннего отказа от госконтракта

Итоги

 

Нормативное регулирование претензионной работы по контрактам по 44-ФЗ

Ведя претензионную работу с поставщиками, подрядчиками и исполнителями (далее — поставщики) по государственным и муниципальным контрактам (далее — госконтракты), нужно руководствоваться следующими нормативными актами:

  • ГК РФ (в части исполнения обязательств, мер ответственности за их неисполнение, оснований для одностороннего отказа от отдельных видов договоров);
  • федеральный закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — 44-ФЗ); в статьях 94–95 закона установлен порядок проверки результата исполнения госконтракта, случаи, в которых может и должен быть осуществлен односторонний отказ;
  • АПК РФ (абз. 2 ч. 5 ст. 4 устанавливает случаи, когда претензионный порядок обязателен; ч. 1 ст. 126 обязывает истца прилагать к иску копию претензии и подтверждающие ее отправку документы);
  • отдельные федеральные законы, устанавливающие порядок предъявления претензий в рамках тех или иных видов гражданских правоотношений (ст. 39 закона «Устав автомобильного…» от 08.11.2007 № 259-ФЗ, ст. 55 закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ и т. д.);
  • инструкции о порядке приемки товара по количеству и качеству (утв. постановлениями Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6, от 25.04.1966 № П-7), если они предусмотрены в госконтракте как обязательные;
  • ведомственные нормативные акты (регламенты, методические рекомендации и др.), которые иногда принимаются на региональном и муниципальном уровнях.

Срок направления и срок ответа (рассмотрения) претензий по госконтрактам

Срок направления претензии по контракту в 44-ФЗ не установлен. Но очевидно, что эффективность защиты интересов заказчика будет выше, если претензию направить как можно скорее после выявления факта нарушения обязательств поставщиком. В ведомственных нормативных актах по разным регионам фигурируют рекомендательные сроки от 10 до 30 дней.

Предъявление претензии после исполнения контракта допускается в пределах сроков исковой давности за некоторым исключением. Например, по недостаткам товара это возможно в пределах гарантийного срока или, если он не установлен — в течение 2 лет с момента его передачи (п. 2 ст. 477 ГК РФ).

Особого срока ответа на претензию по 44-ФЗ нет. Ранее АПК РФ предусматривал общий срок рассмотрения претензий в 30 дней (хотя допускалось установление в контракте другого срока). Сегодня это применимо только к спорам, касающимся неосновательного обогащения.

В большинстве случаях срок ответа на претензию есть в тексте контракта. Если это не так, срок обязательно должен устанавливаться в претензии.

ВАЖНО! Если в контракте не уточнено, какие именно дни имеются в виду, в расчет берутся календарные. Но необходимо помнить, что если конец срока пришелся на нерабочий день, то окончание переносится на ближайший рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

За отсутствие ответа на претензию не установлено никакой ответственности. Если срок рассмотрения претензии по 44-ФЗ истек, а ответа от контрагента нет, можно обращаться в суд. Кстати, советуем вам ознакомиться с образцом ответа на претензию по госконтракту:

Срок направления и срок ответа (рассмотрения) претензий по госконтрактам

Скачать образец

Действия заказчика на допретензионном этапе

Перед направлением претензии необходимо убедиться, что имеется достаточно доказательств факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком.

Как правило, процедуры, позволяющие зафиксировать нарушения, предусмотрены в контракте:

  • После выявления нарушений заказчик извещает об этом другую сторону и просит ее направить представителя для составления акта о выявленных недостатках.
  • По прибытии представителя другой стороны составляется двусторонний акт, в котором фиксируются недостатки исполнения.

ВАЖНО! Вызов для составления акта необходимо осуществить способом, который указан в контракте, а если он не указан — таким способом, чтобы имелось подтверждение отправки.

В некоторых случаях обязанность извещать другую сторону контракта о недостатках, выявленных при приемке, установлена законом (например, ст. 513 и 720 ГК РФ). Но даже если закон и контракт по конкретному случаю не устанавливают эту обязанность, всё равно рекомендуется произвести вышеуказанные действия (если применимо по характеру нарушения). В случае неявки другой стороны нужно это зафиксировать в акте.

Если нарушения выявлены при приемке результата исполнения контракта (или его части), они должны быть подтверждены экспертным заключением.

Рекомендации по составлению претензионного письма поставщику

Рекомендуем включать в претензию по 44-ФЗ следующие сведения:

  • наименования и адреса сторон контракта;
  • ссылка на контракт (с указанием его номера и даты);
  • обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии;
  • ссылки на доказательства нарушений контракта;
  • обоснование применения меры ответственности;
  • требование устранить нарушение, выплатить неустойку и т. д.;
  • срок добровольного удовлетворения требований или направления возражений.

Требования в претензии должны быть максимально конкретизированы и основаны на конкретных фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств контрагентом (что нарушено и чем это подтверждается). При заявлении о применении меры ответственности нужна ссылка на статью закона или контракта, предусматривающую такую ответственность.

Если требование носит денежный характер, нужно в тексте претензии или на отдельном листе сделать полный расчет, в противном случае контрагенту не представляется возможности проверить обоснованность требований.

К претензии прилагаются документы, на которых основаны требования. Если достоверно известно, что какие-то документы у контрагента уже есть (например, контракт), направлять их необязательно.

Подписывается претензия лицом, обладающим правом подписи такого документа от имени заказчика. Полномочия могут следовать из доверенности, положения об органе власти, уставе муниципального учреждения и т. д.

Особенности одностороннего отказа поставщика от госконтракта

Немотивированно отказаться от исполнения госконтракта его стороны не могут (ст. 95 закона 44-ФЗ). Заказчики могут это сделать, только если соблюдены два условия:

  • такое право прямо предусмотрено в контракте;
  • наступили обстоятельства, при которых ГК РФ допускает такой отказ.

Закон 44-ФЗ устанавливает и перечень ситуаций, когда заказчик не вправе, а обязан отказаться от контракта.

Заказчик направляет контрагенту не претензию, а решение об одностороннем отказе в течение трех дней с момента его принятия. В этот же срок он публикует его в единой информационной системе (ЕИС).

Если при приемке результата исполнения контракта проводилась экспертиза, отказаться от него заказчик может только при подтверждении экспертизой нарушений.

ВАЖНО! При одностороннем отказе заказчик не может требовать с контрагента ничего, кроме фактически понесенного ущерба, вызванного нарушением условий контракта другой стороной.

Датой уведомления будет считаться дата получения заказчиком подтверждения о вручении решения. Если же способ отправки не позволяет его получить, уведомление состоится по истечении 30-дневного срока с момента публикации решения в ЕИС.

Особенность в том, что уведомление еще не означает прекращение контракта. У поставщика есть 10 дней на устранение нарушений. Если он их устранит, заказчик обязан отозвать свое решение. Правило не применяется, если нарушение совершено повторно. Если нарушения не устранены, то по истечении 10 дней с даты уведомления о принятом решении контракт прекращает действие.

Итоги

В заключение отметим, что независимо от устранения нарушений все факты о них и о примененных санкциях должны быть отражены в ЕИС вместе с отчетом о приемке результатов договора. Если из-за нарушения обязательств договор расторгнут, этот факт также отражается в указанной системе в течение одного рабочего дня вслед за датой его расторжения.