Составляем положение об учетной политике в организации

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Положение об учетной политике организации — документ, необходимый для ведения учетного процесса. Каким требованиям он должен отвечать и как может выглядеть, расскажем в нашем материале.

 

Положение по учетной политике на 2016 год: законодательные требования

Структура Положения об учетной политике организации

Нюансы разработки Положения об учетной политике

Итоги

 

Положение по учетной политике на 2016 год: законодательные требования

При составлении Положения об учетной политике необходимо принять за основу требования законодательства, а именно:

  • Налогового кодекса РФ;
  • закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н;
  • нормативных документов, регламентирующих учетные алгоритмы по разным объектам имущества организации и ее финансовых обязательств.

Разработка положения об учетной политике:

  • осуществляется главбухом или иным уполномоченным лицом и утверждается приказом (распоряжением) руководителя;
  • основывается на 4 базовых допущениях: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательного применения учетных принципов, временной определенности фактов хозяйственной деятельности;
  • должна способствовать выполнению 6 требований: полноты и своевременности отражения информации, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности;
  • должна содержать в своем составе обязательные элементы: рабочий план счетов, формы применяемой первички и учетных регистров, алгоритмы проведения инвентаризации, правила документооборота, способы оценки активов и обязательств, схемы контроля за хозяйственными операциями.

В Положении об учетной политике могут найти отражение и иные необходимые для организации учета решения, например:

  • состав и разграничение обязанностей учетной службы организации;
  • применяемые программные средства;
  • технология сохранения учетной информации и защиты от несанкционированного доступа;
  • иные необходимые для организации учетного процесса аспекты.

О структуре Положения об учетной политике расскажем в следующем разделе.

Структура Положения об учетной политике организации

В отношении структуры этого документа обязательные требования и указания отсутствуют, поэтому перед его составлением разработчикам необходимо самостоятельно определить все основные структурные составляющие:

  • подлежащие отражению в учетной политике разделы, подразделы, пункты и подпункты;
  • степень детализации информации при описании учетных и организационных нюансов;
  • перечень вопросов, подлежащих отражению в учетной политике исходя из специфики деятельности организации;
  • вычленение из вышеуказанного перечня учетных алгоритмов, требующих отдельного оформления в форме приложений, если они содержат детализированное описание и носят самостоятельный характер (например, методика раздельного учета НДС).

Какие учетно-организационные аспекты можно оформить в виде отдельных положений, узнайте из размещенных на нашем сайте материалов:

Нюансы разработки Положения об учетной политике

Организации обязаны вести 2 вида учета — бухгалтерский и налоговый. Поэтому в составе Положения об учетной политике эти вопросам обычно отводятся отдельные разделы.

При формировании раздела, посвященного бухучету, важно помнить, что те организации, которые попадают по своим критериям в разряд «малых» (критерии малого бизнеса указаны в законе о развитии малого и среднего предпринимательства от 24.07.2007 № 209-ФЗ, постановлении Правительства РФ от 09.02.2013 № 101), могут существенно облегчить себе процесс разработки учетной политики — для них разрешена простая система учета (без двойной записи) и отчетности.

Какие нюансы упрощенного учета можно предусмотреть в учетной политике малой компании, узнайте из материалов нашего сайта:

В налоговом разделе УП приводятся избираемые организацией способы НУ. Если выбрать из предложенных НК РФ способов не представляется возможным — отсутствуют готовые методики по тем или иным аспектам, учетные алгоритмы разрабатываются организацией или ИП самостоятельно. Такие ситуации возникают, к примеру, если хозяйствующий субъект:

  • совмещает различные налоговые режимы — в учетной политике потребуется расписать методику раздельного учета доходов и расходов, получаемых при таких условиях деятельности организации;
  • использует какие-либо налоговые льготы — для отражения в учетной политике этих нюансов важно раскрыть не только условия, при соблюдении которых эти льготы могут организацией использоваться, но и возможные учетно-отчетные действия при утрате такого права, а также необходимые к оформлению в такой ситуации документы;
  • имеет филиалы, представительства и иные подразделения — сложная структура организации требует освещения в учетной политике особенностей уплаты налогов подразделениями, схемы обработки и передачи информации от филиалов при расчете и уплате налогов головной компанией и другие нюансы.

Разобраться с особенностями налоговой учетной политики помогут материалы нашего сайта:

Итоги

При составлении положения об учетной политике необходимо учесть законодательно установленные требования и допущения, рационально выбрать учетные методы, а также ответственно подойти к разработке тех вопросов, которые связаны со спецификой работы и особенностями структуры организации.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения