Счет 90 в бухгалтерском учете (нюансы)

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Счет 90 в бухгалтерском учете имеет несколько функций, а главное — служит для формирования прибыли или убытка организации. Об особенностях его использования читайте в данной статье.

 

Бухучет выручки и себестоимости

Списание управленческих и коммерческих расходов на себестоимость

Учет товаров по продажным ценам

Определение финансового результата по основной деятельности

Итоги

 

Бухучет выручки и себестоимости

Счет 90 «Продажи» входит в раздел «Финансовые результаты» плана счетов бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Он служит для сбора данных о доходах и расходах по основным видам деятельности организации.

Согласно п. 5 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н, выручкой считаются поступления от продажи товаров, работ, услуг (ТРУ).

Также ею могут считаться:

  • предоставление имущества в аренду;
  • предоставление в пользование интеллектуальной собственности;
  • участие в уставных капиталах прочих юридических лиц —

при условии, что организация позиционирует эти занятия предметом своей деятельности. Организациям, не относящим эти виды бизнеса к основным, они приносят прочие доходы.

Планом счетов рекомендуется введение таких субсчетов:

90.1 «Выручка»;

90.2 «Себестоимость продаж»;

90.3 «Налог на добавленную стоимость»;

90.4 «Акцизы»;

90.5 «Экспортные пошлины»;

90.9 «Прибыль/убыток от продаж».

Помимо этого, целесообразно ввести специальный субсчет для списания на него расходов на продажу. А организациям, ежемесячно относящим общехозяйственные расходы на 90-й счет, рекомендуется также вводить специальный субсчет для этого вида расходов. Это облегчит составление отчета о финансовых результатах в рамках заполнения строк «Коммерческие расходы» и «Управленческие расходы».

При признании выручки в бухучете производится запись:

Дт 62 Кт 90.1.

Выручка признается при соблюдении условий, оговоренных в п. 12 ПБУ 9/99:

  • фирма имеет юридически засвидетельствованное право на ее получение;
  • она может быть исчислена в суммовом выражении;
  • компания получила или получит оплату;
  • был осуществлен переход права собственности;
  • расходы, понесенные для получения выручки, могут быть исчислены в суммовом выражении.

Если не выполнено хотя бы одно условие, то оплата, полученная организацией, должна отражаться как кредиторская задолженность, а не погашать дебиторскую.

О взаимосвязи показателя выручки и баланса читайте в статье «Как отражается выручка в бухгалтерском балансе?».

В момент, когда в учете показывается выручка, должна быть списана и соответствующая себестоимость проданных ТРУ:

Дт 90.2 Кт 40, 41, 43, 45.

А также необходимо начислить НДС от продажи:

Дт 90.3 Кт 68.

Списание управленческих и коммерческих расходов на себестоимость

Списание управленческих и коммерческих расходов происходит через 90-й счет следующим образом:

  • Дт 90 субсчет «Управленческие расходы» Кт 26;
  • Дт 90 субсчет «Коммерческие расходы» Кт 44.

Остановимся на выборе метода списания расходов с 26-го счета.

Организация может выбрать и зафиксировать в учетной политике один из 2 способов списания на следующие счета:

  • 20 (23, 29);
  • 90.

При 1-м способе общехозяйственные расходы участвуют в формировании полной себестоимости готовой продукции, попадая на счета учета затрат в полной сумме в конце месяца. Они могут распределяться между основным, вспомогательным и обслуживающими производствами, а также между видами продукции. В дальнейшем с 20-го (23-го, 29-го) счета эти расходы попадут на счета учета готовой продукции и будут списаны пропорционально объему проданной продукции на себестоимость.

При 2-м способе на финансовый результат попадает вся сумма общехозяйственных расходов, понесенных за месяц, не распределяясь между проданной продукцией и оставшейся на складе. 2-й способ намного упрощает списание расходов с 26-го счета, а также увеличивает расходы, уменьшая прибыль. Выбор метода списания общехозяйственных расходов организация должна описать в учетной политике.

План счетов не дает выбора, на какой счет списывать расходы на продажу — только на 90-й. Однако при этом организация может выбрать, полностью ли их списывать или частично. Частичное списание подразумевает ежемесячное распределение между проданными товарами и оставшимися на складе:

  • для производственных компаний — расходов на упаковку и доставку;
  • для торговых компаний — расходов на доставку.

Остальные статьи расходов на продажу списываются полностью.

О распределении расходов на доставку читайте в статье «Как правильно рассчитать транспортные расходы (нюансы)?».

Учет товаров по продажным ценам

Организации, работающие с розницей, могут вести учет товаров по продажным ценам (п. 13 ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», утвержденного приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н). При таком методе есть некоторые особенности отражения себестоимости. Разберем их на примере.

Пример

Магазин закупил 50 кг конфет одного вида по цене 472 руб. за кг, включая НДС 18%. Учет товаров ведется по продажным ценам. Продажная цена конфет — 500 руб. за кг. Предположим, что остатков таких конфет на начало месяца не было.

Дт 41.1 Кт 60 20 000 руб. — поступили конфеты по покупным ценам;

Дт 19 Кт 60 3 600 руб. — отражен входящий НДС;

Дт 41.2 Кт 41.1 20 000 руб. — конфеты переданы в розницу;

Дт 41.2 Кт 42 5 000 руб. (500 × 50 – 20 000) — отражена торговая наценка.

За месяц все конфеты были проданы:

Дт 50 Кт 90.1 25 000 руб. — отражена выручка;

Дт 90.3 Кт 68 3 814 руб. — начислен НДС от продажи;

Дт 90.2 Кт 41.2 25 000 руб. — списана себестоимость конфет по продажным ценам;

Сторно Дт 90.2 Кт 42 5 000 руб. — списана торговая наценка.

Определение финансового результата по основной деятельности

Проводки по субсчетам 90-го счета делаются в течение года, накапливая суммы доходов и расходов. Такой подход обеспечивает простоту формирования соответствующих строк отчета о финансовых результатах. Для получения информации о результатах работы организации за месяц бухгалтер подсчитывает расходы (оборот по дебету 90-го счета) и доходы (оборот по кредиту 90-го счета). Разница между этими величинами является прибылью или убытком за месяц, данная величина отражается проводкой Дт 90.9 Кт 99 при получении прибыли или Дт 99 Кт 90.9 при получении убытка.

Как результат, к концу года на всех используемых организацией субсчетах сформируется конечное сальдо, которое должно быть обнулено. Для субсчетов с дебетовым сальдо запись на полную его сумму делается по кредиту этого субсчета и дебету субсчета 90.9, для субсчетов с кредитовым сальдо — наоборот:

Дт 90.1 Кт 90.9

Дт 90.9 Кт 90.2

Дт 90.9 Кт 90.3 и т. д.

Анализ продаж — это один из главных аспектов, которые необходимо учитывать при проработке маркетинговой политики организации. Поэтому важно настроить правильную аналитику по счету 90. Чаще всего анализ продаж ведется по видам продукции, по географическим местоположениям, по контрагентам, по структурным подразделениям организации и т. д. Аналитический учет организуется в зависимости от потребностей пользователей в бухгалтерской информации.

Итоги

Счет 90 необходим для сбора данных о доходах и расходах по видам деятельности, которые фирма считает для себя обычными. По кредиту счета записываются доходы, по дебету — расходы. Компания может самостоятельно вводить к 90-му счету субсчета — в зависимости от условий хозяйствования и применяемых данных бухучета.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения