Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Порядок ввода в эксплуатацию основных средств (нюансы)

Ввод в эксплуатацию основных средств — это документальное подтверждение готовности имущества к использованию по назначению. Чтобы правильно оформить этот процесс на счетах бухгалтерского учета, необходимо знать некоторые нюансы, о которых пойдет речь в данной статье.

Отражение в учете объекта ОС, введенного в эксплуатацию: проводки

ОС попадают в организацию разными путями: их можно купить, построить, приобрести с помощью обмена или в виде взноса в уставный капитал, также возможно их безвозмездное получение. В зависимости от того, каким образом они попали в организацию, в БУ отражается поступление и производятся проводки по вводу в эксплуатацию основных средств:

Отражение в учете объекта ОС, введенного в эксплуатацию: проводки

О проводках, отражающих нюансы безвозмездной передачи ОС, читайте здесь «Безвозмездная передача основных средств — проводки».

Важно! С 2022 года утратил силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», его заменили два новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменили в учете ОС новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Отдельного внимания заслуживает проводка - введены в эксплуатацию основные средства, требующие монтажа. Для оприходования таких основных средств, в бухгалтерских записях используют счет 07. Наиболее актуально его применение в фирмах, занимающихся строительством. По дебету счета отражают стоимость поступающего оборудования и расходы по его доставке. По кредиту — списывают стоимость сданного в монтаж оборудования в дебет счета 08. Заработная плата рабочим, стоимость работ сторонней организации (если монтаж осуществлялся наемной бригадой) — эти и другие затраты по монтажу учитывают в составе капитальных вложений. После того как первоначальная стоимость ОС сформирована, составляется проводка ввода в эксплуатацию ОС: Дт 01 Кт 08.

Можно ли по учтенному на счете 07 имуществу применить вычет по НДС? Ответ на этот вопрос вам даст подборка правоприменительной практики от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Энциклопедию спорных ситуаций.

Как правильно ввести ОС в эксплуатацию: документы и дата принятия к учету

Для документального отражения процесса ввода в эксплуатацию основных средств предприятия могут использовать типовые бланки № ОС-1 (а, б) либо самостоятельно разрабатывать форму данного документа. При этом важно, чтобы акт содержал все необходимые реквизиты:

  • дата и номер;
  • сведения об организации, передающей ОС;
  • данные о предприятии, принимающем объект;
  • бухгалтерская информация: первоначальная стоимость, срок полезного использования и т. д.;
  • характеристика основного средства и т. п.

Скачать бланк ОС-1 можно бесплатно, кликнув по картинке нже:

Акт приема передачи основных средств по форме ОС-1 Акт приема передачи основных средств по форме ОС-1 Скачать

Подробнее о составлении этого документа читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-1 — акт о приеме-передаче ОС».

Чтобы определить готовность объекта к эксплуатации, руководитель издает приказ о создании специальной комиссии. Ее члены сделают вывод о соответствии ОС техническим условиям или о необходимости доработки. И на основании полученных данных комиссия делает заключение и отражает его в акте.

Нередко перед бухгалтером встает вопрос: как ввести в эксплуатацию основное средство, использовать которое организация пока не планирует? Чтобы на него ответить, нужно определиться с тем, что считать датой ввода в эксплуатацию основных средств.

Такой датой является день, когда основное средство полностью готово к использованию, независимо от момента, когда его фактически начнут эксплуатировать. Ведь по оприходованному на счета БУ ОС необходимо начислять амортизацию. А до тех пор пока объект основных средств не введен в эксплуатацию, не получится начислить износ.

Как отражаются в учете ОС, которые не сразу приняты в эксплуатацию

Не все ОС, поступающие в организацию сразу пригодны к использованию. Некоторые из них требуют монтажа и иных работ по доведению до состояния, пригодного к эксплуатации.

Таким образом, может возникнуть ситуация, что ОС поступило в организацию в одном периоде, а на счете 01 отразилось позже. Чтобы у проверяющих из налоговой инспекции не возникло вопросов, необходимо документально подтвердить неготовность объекта ОС к использованию. Такими документами выступают акты по монтажу и наладке оборудования, договоры подряда, накладные на покупку комплектующих деталей.

Если объекты потенциально готовы к работе, но ввода в эксплуатацию основных средств еще не было, их целесообразно отражать в БУ обособленно. Для этого открываются два субсчета к счету 01: первый будет отражать ОС, которые уже готовы к использованию, но еще не введены в эксплуатацию, а второй — имущество в эксплуатации.

Бухгалтерская запись, отражающая принятие к учету ОС в таком случае, выглядит таким образом:

  • Дт 01 субсчет «Основные средства на складе (в запасе)» Кт 08.

Проводка «ОС введено в эксплуатацию» будет следующей:

  • Дт 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кт 01 «Основные средства на складе (в запасе)».

Итоги

Процесс отражения на счетах БУ ввода в эксплуатацию основных средств имеет ряд особенностей. Их необходимо знать и учитывать, чтобы не навлечь на организацию штрафные санкции налоговой инспекции.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
12 февраля 2024 08:49
Постоянная ссылка
Здравствуйте, учреждение закупило системные блоки, как материальные запасы (счет 105.36), далее - ввели в экплуатацию как основные средства, но часть системных блоков используется, а часть так и остаются на складе. Правильно ли сделало учреждение, введением в эксплуатацию основных средств сразу всех системыных блоков? или нужно было дела это частями?
Ответить
12 февраля 2024 21:57
Постоянная ссылка
Правильно:" В общем случае под вводом в эксплуатацию возможно понимать событие, фиксирующее готовность изделия к использованию по назначению, документально оформленное в установленном порядке (ГОСТ 25866-83 "Государственный стандарт Союза ССР. Эксплуатация техники. Термины и определения" (утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 13.07.1983 N 3105))."
Ответить
21 октября 2022 09:48
Постоянная ссылка
Здравствуйте.По новому ФСБУ 6/2020 в приказе надо прописывать ликвидационную стоимость.Вводим в эксплуатацию основные средства с большим сроком эксплуатации,и не планируем их продавать.,в данное время ее невозможно определить.Обязательно прописывать сумму ликвидационной стоимости?если необходимо прописывать,то в нашем случае надо будет прописать -ликвидационная стоимость равна нулю??Спасибо.
Ответить
24 октября 2022 23:25
Постоянная ссылка
Я так понимаю, да - прописать ликвидационную стоимость надо в любом случае. П. 31 ФСБУ 6 разрешает признавать ее равной 0 в нескольких случаях, один из которых именно Ваш: не возможно определить ожидаемую к поступлению сумму от выбытия объекта ОС. Так что воспользуйтесь своим правом завить ликвидационную стоимость равной 0.
Ответить
3 августа 2022 13:24
Постоянная ссылка
МБУ СШ № 2 установила тревожную сигнализацию в июне 2022 что ввести сигнализацию в эксплуатацию нужны средства, но средства на содержание заложили на 2023, бухгалтер сообщил если придет проверять счетная палата то будет штраф
Ответить
19 августа 2021 14:37
Постоянная ссылка
Помогите,пожалуйста.Директор приобрел авто за 10000(десять тысяч) руб у ФЛ 02.02.21 и эти же днем продал ФЛ.Требование из ИФНС пришло в августе.Каким периодом делать проводки
Ответить
20 августа 2021 12:10
Постоянная ссылка
О том, как исправлять ошибки в бухгалтерском учете подробно рассказано в этой статье Просмотрите ее. Я думаю, Вам из нее многое пригодится
Ответить
5 мая 2021 15:15
Постоянная ссылка
Добрый день! Подскажите пожалуйста могут ли быть остатки на сч. 08.4 или же их сразу обязательно вводить в эксплуатацию?
Ответить
5 мая 2021 16:36
Постоянная ссылка
Здравствуйте, о каких именно объектах идет речь? Они когда предполагаются использоваться?
Ответить
19 марта 2021 08:27
Постоянная ссылка
Приобрели авто 02.03.2021, госпошлина уплачена 03.03.2021, можно ли принять к учету 03.03.2021 и при этом стоимость госпошлины учитывать в составе основного средства или принять 02.03.2021, а госпошлину списать в расходы? играет ли роль 1 дня?
Ответить
19 марта 2021 10:52
Постоянная ссылка
Когда вы ввели в эксплуатацию это основное средство? Отталкиваться нужно от этого, я считаю. Если у вас были выписаны путевки 02.03, т.е. машиной пользовались, то конечно, принимать ее к учету нужно 02.03. Тогда госпошлина, оплаченная 03.03, у вас сразу пойдет на расходы.
Ответить
16 января 2021 12:27
Постоянная ссылка
Наша бухгалтерия принимает к учету построенные объекты после подписания формы КС-14. Но часто возникает ситуация, в которой комиссия, указанная в ОС-1, форму ОС-1 не подписывает, так как объекты не доделанные. Комиссия, указанная в КС-14 отличается от комиссия, указанная в ОС-1. Правомерны действии бухгалтерии в данном случае? С какого момента необходимо принимать к учету построенные объекты после подписания КС-14 или после подписания ОС-1? Регламентированы ли какие-нибудь сроки между подписаниями КС-14 и ОС-1?
Ответить
17 января 2021 18:04
Постоянная ссылка
Не дружу с КС-ками вообще. Поэтому предлагаю задать вопрос на нашем форуме, думаю, его специалисты помогут вам
Ответить
15 сентября 2020 15:46
Постоянная ссылка
Добрый день. Нефтяная скважина, начала давать нефть, соответственно мы не вводим, но знаем, что будут ещё затраты на рекультивацию и ещё что-то. Но точных сумм мы не знаем. Как правомерно мы можем потом отнести эти суммы затрат и как потом пересчитывать амортизационную премию. Заранее спасибо
Ответить
15 сентября 2020 20:59
Постоянная ссылка
Вы можете обратиться со своим вопросом на наш форум Думаю, что его участники обязательно подскажут вам, как правильно пересчитать амортизационную премию при увеличении стоимости основного средства.
Ответить
8 сентября 2020 13:06
Постоянная ссылка
Добрый день.
Проводится реконструкция здания под гостиницу, ввода в эксплуатацию еще не было.
Установили телевизоры в номерах подрядным способом. Стоимость ТВ меньше 40000.
Когда можно списать стоимость этих ТВ в расходы (передать в эксплуатацию?)?
Ответить
8 сентября 2020 16:09
Постоянная ссылка
Я вообще думаю, сразу можно стоимость телевизоров списать. Но на всякий случай задайте свой вопрос на нашем форуме, вдруг кто-то из его участников озвучит другое мнение.
Ответить
21 ноября 2017 18:00
Постоянная ссылка
нужен ли приказ о вводе в эксплуатацию ОС
Ответить
26 ноября 2017 08:24
Постоянная ссылка
Интересный вопрос, присоединитесь к дискуссии на форуме на эту тему Я думаю, что не обязателен.
Ответить
Ваш вопрос
Отправить