Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Порядок начисления резервов в бухгалтерском учете

Начисление резервов в бухгалтерском учете производится по специальным алгоритмам с учетом общих установленных законодательством подходов. Какие резервы требуется создавать в бухучете и как разработать порядок их начисления, узнайте из нашего материала.

Обязательные бухгалтерские резервы 2022-2023: классификация, виды, нормативные акты

Резервы в бухучете можно разделить на 3 группы:

  • уточняющие — предназначены для корректировки балансовой стоимости некоторых активов (резервы под обесценение МПЗ и (или) финвложений, резерв по сомнительным долгам);
  • условные — резервы, связанные с появлением у фирмы условных фактов хозяйственной деятельности (обусловленные наступлением в будущем высоковероятных событий: заведомо проигрышного судебного разбирательства; реструктуризации фирмы и др.);
  • целевые — резервы предстоящих расходов на конкретные цели (например, на гарантийный ремонт, предстоящую оплату отпусков и др.).

Первая группа резервов отражается на специально предназначенных для них счетах:

  • 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;
  • 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»;
  • 63 «Резервы по сомнительным долгам».

С нюансами сомнительного резерва знакомьтесь с помощью материала «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».

Каждый из указанных видов резервов этой группы подчиняется своим законодательным требованиям:

  • с 2021 года оценивать МПЗ и решать вопрос с созданием / корректировкой резерва под их обесценение нужно на каждую отчетную дату (разд. III ФСБУ 5/2019 «Запасы»). Ранее резерв создавался по результатам годовой инвентаризации (п. 25 ПБУ 5/01);

Порядок работы с резервом под обесценение МПЗ по правилам нового ФСБУ 5/2019 подробно описан в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

  • при наличии признаков обесценения финвложений резерв создается в соответствии с пп. 37–39 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (утв. приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н);
  • появление сомнительных долгов требует от фирмы создания резерва в соответствии п. 70 положения по ведению бухучета и отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н), п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).

Резервы из 2-й и 3-й групп носят название оценочных обязательств и формируются исходя из требований ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (утв. приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н).

В следующих разделах остановимся на нюансах формирования одного из обязательных бухгалтерских резервов — по оплате предстоящих отпусков.

Отпускные обязательства — правила резервирования

Оценочное обязательство по оплате предстоящих отпусков — один из обязательных в бухучете резервов. При его формировании важно помнить, что:

  • создание бухгалтерского отпускного резерва — обязанность каждой фирмы, имеющей в штате сотрудников (кроме представителей малого бизнеса, ведущих упрощенный бухучет (п. 3 ПБУ 8/2010));
  • формирование резерва связано с необходимостью исполнения требований трудового законодательства о необходимости предоставления работникам оплачиваемых отпусков (ст. 114–115 ТК РФ);
  • отраженная в отчетности сумма отпускного резерва позволяет ее пользователям делать верные выводы о наличии отпускных обязательств на отчетную дату.

Схема его формирования законодательно не регламентирована, однако при его разработке важно учесть несколько основополагающих правил:

  • правило периодичности — отпускное оценочное обязательство создается на каждую отчетную дату;
  • правило рациональности — компания вправе выбрать критерий резервирования (отдельно по каждому сотруднику, по подразделениям или фирме в целом) в зависимости от масштабов компании и условий хозяйствования;
  • правило тождественности счетов — статьи расходов, на которые относятся отпускные резервные отчисления, совпадают с расходной статьей, в которую включается зарплата сотрудников.

На каких счетах и какими проводками отражается начисленная зарплата — расскажет материал «Учет заработной платы в бухгалтерском учете (нюансы)».

Способы расчета отпускных обязательств

Создающая отпускной резерв фирма свободна в выборе методики расчета суммы отпускного обязательства. Единственное требование — применяемый алгоритм должен обеспечить наиболее достоверный результат.

Среди получивших распространение на практике методик можно назвать (например):

  • нормативный метод (налоговый) — расчет отчислений в резерв осуществляется по правилам НК РФ (ст. 324.1 НК РФ);
  • МСФО-метод (см. пример далее);
  • пропорциональный метод — в его основе следующая схема: за первый отработанный после отпуска или приема на работу месяц обязательство фирмы перед сотрудником составляет ориентировочно 1/11 часть от зарплатных начислений, аналогично на конец последующих отработанных месяцев отпускное обязательство рассчитывается пропорционально числу отработанных месяцев: 2/11, 3/11, 4/11 и др.;
  • среднедневной (групповой или индивидуальный) метод — сумма отпускного обязательства рассчитывается по группе сотрудников или персонально по каждому из них исходя из количества заработанных неиспользованных дней отпуска на каждую отчетную дату и величины среднего дневного заработка.

Рассмотрим на примере, как рассчитать отпускное обязательство МСФО-методом.

Пример

В структуре ООО «Винзор» 3 подразделения:

  • административно-хозяйственное (АХП);
  • производственно-техническое (ПТП);
  • снабженческо-сбытовое (ССП).

Учетной политикой ООО «Винзор» установлено:

  • объем отчислений в резерв по оплате отпусков определяется исходя из зарплатных начислений каждого подразделения (включая страховые взносы);
  • начисления вновь принятым и уволившимся в месяце сотрудникам в расчет не включаются;
  • каждый отработанный полностью месяц дает право сотруднику на 2,33 дня ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • сумма отчислений в резерв определяется ежемесячно, что позволяет учесть все зарплатные изменения (увеличение или снижение зарплаты);
  • формула для расчета отчислений в резерв по каждому подразделению (ОР):

ОР = (ФОТ + страховые взносы за месяц) / 28 × 2,33.

К примеру, на 31 октября сделаны проводки в бухучете ООО «Винзор», связанные с зарплатными начислениями и отчислениями в отпускной резерв:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Расшифровка проводки

26

70,69

478 956

Начислена зарплата сотрудникам АХП

20

70,69

1 437 237

Начислена зарплата работникам ПТП

44

70,69

321 523

Начислена зарплата сотрудникам ССП

26

96

39 856

(478 956 / 28 × 2,33)

Начислен резерв на оплату отпусков сотрудникам АХП

20

96

119 599

(1 437 237 / 28 × 2,33)

Начислен резерв на оплату отпусков работникам ПТП

44

96

26 755

(321 523 / 28 × 2,33)

Начислен резерв на оплату отпусков сотрудникам ССП

Пример расчета отпускного резерва другим способом см. в материале «Отражение резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете».

Можно ли использовать созданный в бухгалтерском учете резерв для оплаты отпуска, предоставляемого авансом, или для оплаты учебного отпуска, узнайте в готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Можно ли облегчить отпускное резервирование — узнайте из следующего раздела.

Формирование отпускного резерва: можно ли сблизить правила в бухгалтерском и налоговом учете?

Фирма может принять решение создавать отпускной резерв только в бухучете (БУ), поскольку создание аналогичного резерва в налоговом учете (НУ) необязательно. В такой ситуации невозможно избежать разниц по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н).

При создании отпускного резерва одновременно в БУ и НУ следует учитывать следующее:

  • в БУ законодательно установленные алгоритмы создания отпускного резерва отсутствуют, но в отчетности рассчитанная сумма отпускных обязательств перед работниками должна отражаться в достоверной оценке;
  • в НУ регламент создания резерва прописан в ст. 324.1 НК РФ: в учетной политике должны найти отражение следующие аспекты:
    • способ резервирования;
    • предельная сумма отчислений;
    • ежемесячный процент отчислений.

В общем случае, если работник идет в очередной отпуск, а его отпускные уже зарезервированы:

  • начисление отпускных происходит за счет резерва (Дт 96 Кт 70);
  • признание расходов:
    • в БУ расход признается единовременно на всю сумму отпускных;
    • в НУ — в тех месяцах, к которым относятся фактические отпускные дни (см. письмо Минфина РФ от 09.01.2014 № 03-03-06/1/42);
  • формирование временных разниц — из-за отличий в правилах признания расходов в БУ и НУ образуется отложенный налоговый актив (ОНА) по одноименному счету 09 в сумме 20% от расходуемой суммы резерва.

Кроме того, необходимо отметить, что резерв на оплату отпусков в НУ создается непосредственно под отпуска отчетного года и на конец года он редко имеет остаток. В бухучете отпускной резерв включает все обязательства фирмы перед работниками по заработанным, но не использованным отпускным за весь период их работы в данной фирме.

Данные обстоятельства не позволяют признавать расходы на формирование отпускного резерва в НУ и БУ по тождественным алгоритмам, и обходиться совсем без временных разниц не получится.

Подробности создания налогового резерва на оплату отпусков узнайте из материала «Создание резерва на оплату отпусков в налоговом учете».

Итоги

В бухучете резервы формируются с целью достоверной оценки активов и необходимости представления пользователям реальных отчетных данных об обязательствах фирмы. Методики формирования резервных сумм для целей бухучета законодательно не регламентированы, поэтому разрабатывать их необходимо самостоятельно.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить