Особенности учета вложений в нефинансовые активы

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Учет вложений в нефинансовые активы могут осуществлять как частные организации, так и учреждения бюджетной системы РФ. В чем заключаются особенности ведения различными хозяйствующими субъектами данного направления учета?

 

Что представляют собой вложения в нефинансовые активы

Учет вложений в НФА в частных организациях: нюансы

Учет вложений в НФА в учреждениях бюджетной системы: нюансы

Практика учета нефинансовых активов в казенном учреждении (с 2015 года)

Итоги

 

Что представляют собой вложения в нефинансовые активы

Вложения в нефинансовые активы, или НФА — это закупки (или осуществление расходов, связанных с выпуском, разработкой):

  • основных производственных фондов;
  • материальных запасов;
  • непроизводственных активов;
  • нематериальных активов.

Вложения в НФА — важнейшая часть хозяйственной деятельности организации. Соответственно, самое большое внимание руководству и ответственным сотрудникам хозяйствующего субъекта следует уделять организации учета соответствующих активов.

Указанная классификация нефинансовых активов в целом понимается одинаково и в коммерческом, и в бюджетном учете. Однако организация учета НФА в частных фирмах и учреждениях бюджетной системы на практике характеризуется рядом особенностей, обусловленных правовым статусом соответствующих организаций.

Изучим данные особенности подробнее.

Учет вложений в НФА в частных организациях: нюансы

Учет рассматриваемых вложений в частной фирме характеризуется:

1. Регистрацией хозяйственных операций с использованием проводок по плану счетов учета и инструкции, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Так, например, покупка НФА, представленных материально-производственными запасами, у сторонней организации-поставщика может отражаться проводками:

  • Дт 10 Кт 60 (регистрируется поступление МПЗ на склад организации);
  • Дт 19.3 Кт 60 (регистрируется сумма НДС по полученным материалам);
  • Дт 68 Кт 19.3 (отражается вычет по НДС);
  • Дт 60 Кт 51 (отражается оплата поставленных материалов).

2. Возможностью использовать в качестве оправдательных, распорядительных документов, а также документов оформления любые бланки, удобные для организации (если иное прямо не предписано законодательством).

Например, оправдательным документом для регистрации проводки по поступлению МПЗ на склад может быть как унифицированная форма № ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132), так и любая другая, в том числе разработанная самой организацией.

3. Наличием возможности осуществлять свободную переоценку (увеличение или снижение балансовой стоимости) основных фондов, но со значительными ограничениями — переоценку материальных запасов.

Переоценка МПЗ может быть осуществлена только в случае, если это прямо разрешено законодательством РФ (п. 12 ПБУ 5/01). Например, МПЗ могут быть подвергнуты переоценке (уценке), если за время нахождения на балансе организации они устарели, утеряли полезные свойства или же если их рыночная стоимость снизилась (п. 25 ПБУ 5/01). Уцененные МПЗ в этом случае отражаются в балансе организации за минусом резерва под снижение их стоимости, который формируется на разницу между текущей стоимостью (по рыночным критериям) и фактической себестоимостью МПЗ (при условии, что стоимость МПЗ по балансу оказалось выше результатов оценки).

Учет вложений в НФА в учреждениях бюджетной системы: нюансы

В свою очередь в учреждениях и организациях бюджетной системы операции по учету вложений в нефинансовые активы характеризуются:

1. Регистрацией хозяйственных операций с применением бюджетных счетов бухучета:

  • включенных в Единый план (утвержденный приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н;
  • включенных в специальные планы счетов для казенных, автономных и бюджетных учреждений (данные планы, однако, составлены на основе Единого плана с учетом специфики деятельности соответствующих учреждений).

Узнать больше о применении счетов бухучета учреждениями бюджетной системы вы можете в статье «Рабочий план счетов бюджетного учета на 2016 год».

2. Во многих случаях обязательным использованием унифицированных форм бухгалтерских документов.

Большинство из соответствующих форм введено в оборот приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Так, оправдательным документом для хозяйственной операции по поступлению актива будет Акт о приеме-передаче НФА (форма 0504101), утвержденный приказом Минфина № 52н. Сведения о приобретенных основных фондах будут отражаться в инвентарной карточке (форма 0504031), а о хозяйственной операции — в журнале операций (форма 0504071).

Если для тех или иных правоотношений не утверждена унифицированная форма, то организация вправе применить неунифицированную — если она будет соответствовать критериям, зафиксированным в п. 7 Инструкции, утвержденной Приказом № 157н.

3. Осуществлением переоценки всех типов НФА в соответствии с федеральными нормативными актами.

Переоценка соответствующих активов осуществляется учреждением в целях определения их стоимости по состоянию на начало текущего года (п. 28 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России № 157н). Но на практике данная процедура может быть осуществлена только в соответствии с отдельными распорядительными документами федеральных органов власти.

Фактически последняя переоценка, регламентированная компетентными органами, была проведена учреждениями в 2007 году — в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ № 25, Минфина РФ № 6н, Минимущества РФ № 14, Госкомстата РФ № 7 от 25.01.2003.

Кроме того, переоценка драгоценных металлов и камней осуществляется учреждениями в особом порядке, который регулируется положениями письма Минфина РФ от 29.09.1995 № 107.

Практика учета нефинансовых активов в казенном учреждении (с 2015 года и позднее)

Предположим, что наше учреждение покупает за счет лимита бюджетных обязательств материальные ценности — мягкий инвентарь.

Поступление соответствующих материальных ценностей на склад организации удостоверяется оправдательным документом — приходным ордером по форме 0504207 (утвержденной Приказом № 52н) и регистрируется проводкой:

  • Дт 105 35 000, Кт 302 34 000 (если инвентарь поступил в учреждение по одному договору);
  • Дт 105 35 000, Кт 106 34 000 (при поступлении инвентаря по нескольким договорам).

Во втором случае до принятия инвентаря к учету в регистрах нужно дифференцировать расходы на покупку, собственно, инвентаря и расходы, сопутствующие его приобретению (при этом оба вида расходов формируют фактическую стоимость соответствующего нефинансового актива):

  • Дт 106 34 000, Кт 302 34 000 (отражены расходы на покупку инвентаря);
  • Дт 106 34 000 Кт 302 22 000 (отражены прочие расходы — например, на доставку от продавца).

Разные варианты проводки применяются и при регистрации оплаты за инвентарь и сопутствующих расходов:

  • Дт 302 34 000, Кт 201 11 000 (оплачен инвентарь);
  • Дт 302 22 000, Кт 201 11 000 (оплачены дополнительные расходы — транспортные).

Для того чтобы оформить передачу мягкого инвентаря со склада в эксплуатацию, учреждение использует требование-накладную (по форме 0504204), а также фиксирует в регистрах бухгалтерского учета проводку: Дт 105 35 340, Кт 105 35 340.

Списать мягкий инвентарь можно будет, используя акт по форме 0504143, а зарегистрировать данную операцию — используя корреспонденцию:

  • Дт 401 20 272, Кт 109 70 272;
  • Дт 109 70 272, Кт 105 35 000.

В числе иных возможных хозяйственных операций с мягким инвентарем — внутреннее перемещение соответствующих материальных ценностей от одного материально ответственного лица к другому. При учете данной операции используется требование-накладная (форма 0504204), при отражении в регистрах бухгалтерского учета — проводка: Дт 105 35 340, Кт 105 35 340 в аналитике по подразделениям и материально ответственным лицам.

Итоги

Организация учета вложений в нефинансовые активы в частных фирмах и организациях бюджетной системы имеет особенности. Они выражаются прежде всего в необходимости применения отдельных перечней счетов бухучета, в разных подходах законодателя к регламентации использования унифицированных форм и проведения переоценки нефинансовых активов.

Узнать больше о специфике учета нефинансовых активов вы можете в статьях:

 

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

Любите соц.сети? Приходите в нашу группу Вконтакте

Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения