Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Оприходование материалов после демонтажа основных средств - проводки

Оприходование материалов после демонтажа основных средств - проводки в этом случае оформляются в общебухгалтерском порядке. Как отразить оприходование в учете и на что обратить особое внимание, поговорим в нашей статье.
Вам помогут документы и бланки:

Общий порядок ликвидации объекта основных средств

Потеря или ухудшение первоначальных технических характеристик ОС в ходе его эксплуатации — нормальная рабочая ситуация. Любое работающее имущество изнашивается естественным образом, и со временем его дальнейшее использование становится нецелесообразным. А значит, приходит время принимать решение о ликвидации.

Процедура ликвидации ОС в общем виде следующая.

На основании решения руководителя создается ликвидационная комиссия, специалисты которой будут решать судьбу устаревшего ОС. Перед ней ставятся задачи оценить техническое состояние объекта и принять соответствующее решение. Если принимается решение о ликвидации, то выводы, сделанные комиссионной группой, оформляются заключением, в котором указываются основания, по которым дальнейшее использование объекта признано нецелесообразным.

После этого руководитель подписывает приказ о прекращении эксплуатации и ликвидации ОС. Этот документ является основанием для списания с учета первоначальной стоимости ОС и накопленной амортизации.

На основании приказа главным бухгалтером компании составляется акт на списание объекта, который утверждается руководителем. B акте необходимо зафиксировать информацию:

  • о принятии объекта на баланс предприятия;
  • дате производства или строительства объекта;
  • первоначальном вводе в эксплуатацию объекта ОС;
  • сроке полезного использования объекта;
  • покупной стоимости объекта ОС;
  • начисленной амортизации, переоценках и ремонтах зданий, сооружений, иных объектов, причинах выбытия, техническом состоянии основных частей и деталей.

Акт может быть составлен не только по формам ОС-4, ОС-4а, ОС-4б, но и в произвольном виде. Законодатель позволяет сделать выбор, определив при этом наиболее приемлемый вариант. После чего бухгалтеру следует сделать отметку о выбытии объекта основных средств, внеся записи в инвентарные карточки по формам ОС-6, ОС-6а, ОС-6б.

Как грамотно и корректно оформить акт демонтажа оборудования - образец в нашей статье.

Порядок бухгалтерского учета и документального оформления списания ОС должен быть зафиксирован в учетной политике компании. Проверьте правильно ли вы отразили нюансы оприходования материалов после ликвидации ОС в учетной политике, бесплатно получив пробный доступ к КонсультантПлюс.

Оприходование запчастей в результате ликвидации основных средств

Одним из способов ликвидации ОС является демонтаж объекта. Он может выполняться как собственными силами организации, так и с привлечением третьих лиц.

После проведения демонтажа в бухучете необходимо правильно отразить как доходы, так и понесенные расходы.

Рассмотрим различные варианты ликвидации объекта путем демонтажа и соответствующие им проводки.

Вариант 1: ликвидация силами самой организации (хозспособ)

Если ликвидация ОС проводится силами самой организации, расходы на ликвидацию отражаются проводкой: Дт 91-2 Кт 70 (68, 69, 10).

Если в структуре компании есть специальное подразделение и объект демонтирует оно, затраты со счетов 10, 70, 69 и др. сначала аккумулируют на счете 23 и уже потом списывают на счет 91-2.

Вариант 2: подрядный способ

Если демонтаж/ликвидация поручаются подрядчику, проводки будут такие:

  • Дт 91-2 Кт 60 — на сумму затрат;
  • Дт 19 Кт 60 — на сумму предъявляемого подрядчиком НДС (если, конечно, он не спецрежимник).

При демонтаже ОС в распоряжении компании, как правило, остается материал — запасные части в различном техническом состоянии, которые могут быть использованы в дальнейшей деятельности либо отслужили и непригодны для применения.

Их нужно принять к учету за счет балансовой стоимости выбывающего объекта одновременно с его списанием с учета (п. 3 Рекомендации Р-63/2015-КпР "Материальные ценности от ликвидации основных средств"). 

В зависимости от целей дальнейшего использования эти материальные ценности могут быть признаны:

  • запасами — если эти ценности планируется потребить или продать в рамках обычного операционного цикла или использовать в течение периода не более 12 месяцев (п. 3 ФСБУ 5/2019 "Запасы");
  • долгосрочными активами к продаже — если есть намерение их продать, но такая продажа не является для компании обычным видом деятельности (п. 10.1 ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности");
  • капитальными вложениями — если планируется использовать их более 12 месяцев или более чем в течение обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев (например, при создании нового ОС) (пп. "а" п. 5, пп. "а" п. 6 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения").

 

Отражение оприходования МЦ в бухучете (в т. ч. оценку и проводки) по каждой из ситуаций вы можете посмотреть в готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Все нюансы списания материалов ищите в нашей статье «Порядок списания материалов в бухгалтерском учете (нюансы)».

Оприходованы материалы от ликвидации основных средств: налоги

Доходы и расходы при демонтаже ОС будут не только в бухучете. Признать их придется и для налога на прибыль.

Так, траты на ликвидацию ОС относятся на внереализационные расходы (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Заметим, что на этом же основании списывается и остаточная стоимость выводимого из эксплуатации объекта.

Доходами же будет рыночная стоимость оставшихся после демонтажа материалов.

Отразится на налоге с прибыли и дальнейшая судьба полученных данным способом МПЗ. Так, когда материалы, полученные в результате ликвидации ОС, будут отпущены в производство или проданы, их стоимость пойдет в материальные расходы или расходы на реализацию соответственно.

О налоговом учете основных средств узнайте из нашего материала «Порядок налогового учета основных средств».

Нужно ли восстанавливать НДС, если демонтировано основное средство, по которому был заявлен НДС к возмещению? Вопрос восстановления налога подробно рассматривают эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и узнайте ответ бесплатно.

Итоги

При оприходовании материалов, оставшихся от демонтированного ОС, необходимо действовать в строгом соответствии с законом. А именно: создать комиссию для ликвидации объекта ОС, поступивший от ликвидации материал оприходовать и включить в доходы, в дальнейшем учитывать в зависимости от конечного использования.

Также рекомендуем нашу статью «Как оприходовать металлолом от списания основных средств?».

Добавить в закладки
Ваши вопросы
14 марта 2024 14:26
Постоянная ссылка
Проверить правильность отражения в бухгалтерском учете операций выбытия основных средств ,найти ошибки и сформулировать записи в акт аудиторской проверки.
а) ликвидирован объект основных средств первоначальной стоимостью 12520000 рублей с износом 10880000 рублей.
Д 91 К 01 -12520000
Д 91 К 02 -10880000
б) начислена заработная плата рабочим за разработку ликвидируемого объекта основных средств 380000 рублей
Д 26 К 70 – 380000
в) отчисления на социальное страхование и обеспечение составили 35,6% от зарабной платы 146300 рублей
Д 91 К 69 – 98800
г) оприходованы на склад материалы от разборки ликвидируемого объекта 184000 рублей
Д 10 К 91 – 184000
д) описывается результат от ликвидации объекта основных средств 1970300
Д 99 К 91 -1970300
Ответить
7 ноября 2023 11:59
Постоянная ссылка

МЫ ОПРИХОДОВАЛИ ТРАКТОР КИРОВЕЦ 30.07.23 Г,НО 29.09.23 Г В ХОДЕ РАБОТЫ В ПОЛЕ ОН СГОРЕЛ ,ЕСТЬ АКТ ПОЖАРНИКОВ И ЭКСПЕРТИЗЫ, ЗАМЫКАНИЕ ПРОВОДКИ КПП. ТЕПЕРЬ ПОСТУПИЛ НОВЫЙ ТРАКТОР КИРОВЕЦ В ОБМЕН НА СГОРЕВШИЙ БЕЗ ОПЛАТЫ. КАК ПРАВИЛЬНО СДЕЛАТЬ ПРОВОДКИ? ВЕДЬ ДТ 01 КТ 60 , И ДТ 19 ,КТ 60 , Я СДЕЛАЛА ,А КАК ТЕПЕРЬ ОБМЕН ,КАКИЕ ПРОВОДКИ ?

Ответить
8 ноября 2023 23:32
Постоянная ссылка
Интересная ситуация: я сама с такой не сталкивалась, поэтому однозначно не отвечу, тем более что по всей видимости, данная ситуация не урегулирована законодательно. Нашла мнение, что обмен по гарантии в учёте можно отразить только в документах (акт ввода в эксплуатацию, инвентарная карточка объекта) без записей на счётах учёта. А можно вернуть, то есть вы оформляете документ на возврат, поставщик выписывает корректировочный счёт-фактуру на сгоревший трактор и выписывает новые документы. Но насколько это всё верно, сказать не могу. Попробуйте задать свой вопрос на нашем форуме, возможно, кто-то из его специалистов подскажет что-то дельное.
Ответить
18 мая 2023 10:03
Постоянная ссылка
Добрый день.Подскажите пожалуйста после ликвидации ОС ( по причине некорретного принятия к учету, т.к. это проектный материал), эти ОС будут оприходованы как прочие материалы и надо установить стоимость. Как правильно формируется стоимость в этом случае. Остаточная ст-ть +Ам (за полседний месяц или за день, в котором произведено списание?) ?
Ответить
18 мая 2023 21:40
Постоянная ссылка
Нет такой причины ликвидации, это корректировка учета с полным восстановлением амортизации и списании объекта на затраты.
Ответить
Ваш вопрос
Отправить