Формирование учетной политики в турагентстве (нюансы)

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Учетная политика турагентства отличается от аналогичного документа туроператора рядом особенностей. Правильное формирование политики для целей бухучета и налогообложения требует ответа на ряд вопросов, которые мы рассмотрим подробнее в этой статье.

 

Чем отличается турагент от туроператора

Что является выручкой турагента и как она может определяться

Какую систему налогообложения предпочесть турагенту

На что следует обратить внимание при составлении учетной политики турагентства на 2017 год

Итоги

 

Чем отличается турагент от туроператора

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно определиться с тем, что такое туристическая услуга или, как ее чаще называют, туристический продукт.

Туристический продукт (далее — ТП) — комплекс из нескольких видов услуг, которые могут оказываться покупателю ТП в связи с путешествием: услуги перевозчиков, гостиничных предприятий, предприятий питания и т. д.

Работающие на этом рынке предприятия подразделяются по отношению к формированию ТП и по связанной с этим ответственности перед покупателем ТП:

  • Если предприятие само комплектует ТП: формирует маршруты, взаимодействует с поставщиками услуг, предоставляет гарантии (обеспечение) по получению покупателем всего набора, заявленного в ТП (ст. 17.1 закона «О туристической деятельности» от 24.11.1996 № 132-ФЗ), то это туроператор.
  • Если предприятие получает от туроператора набор готовых ТП для последующей продажи покупателям, то это турагент. По сути, турагент является посредником — распространителем ТП для туроператоров. Этим обусловлены особенности учета его деятельности, которые следует отметить в учетной политике.

Что является выручкой турагента и как она может определяться

В отличие от туроператора или поставщиков отдельных видов услуг (например, авиакомпаний), с которыми иногда отдельно может взаимодействовать турагент, сам он отпускную цену конечного ТП не формирует. Выручкой турагента традиционно является агентский (или посреднический) процент, который выплачивается турагенту поставщиком продаваемого ТП. Формироваться этот процент может несколькими способами в зависимости от конкретных договоренностей между турагентом и поставщиком ТП.

При этом вознаграждение турагента может:

  • Удерживаться непосредственно из полученной оплаты от покупателя ТП. Соответственно, в адрес поставщика услуг направляется сумма от продажи ТП за вычетом вознаграждения.
  • Перечисляться поставщиком по истечении каждого оговоренного в договоре периода (например, месяца) по акту оказанных услуг. При таком порядке поставщику-туроператору направляется вся сумма от продаж ТП. Затем туроператор по акту производит расчет с турагентом.

Подробнее об учете доходов у турагента читайте в статье «Ведение бухучета в турагентстве на УСН (нюансы)».

В зависимости от применяемой турагентом системы налогообложения моментом учета выручки может быть факт:

  • получения денег от покупателя ТП (при кассовом методе, например, на УСН);
  • получения вознаграждения от туроператора (при кассовом методе);
  • утверждения акта оказания услуг туроператору (при методе начисления).

В учетной политике турагентства как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета необходимо зафиксировать все возможные варианты признания дохода для конкретного турагентства.

Какую систему налогообложения предпочесть турагенту

Большинство турагентов на практике выбирают УСН «доходы минус расходы» (15%). Причин тому несколько:

  1. Снимаются вопросы по НДС, т. к. выручка турагентства облагается НДС. Например, даже в случае реализации зарубежных туров (см. письмо Минфина РФ от 03.04.2013 № 03-07-08/10896). Единственная льгота по НДС по подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ должна обеспечиваться соблюдением ряда условий:
  • реализация ТП на территории и по территории РФ;
  • оформление продажи специальным БСО «Туристская путевка» (утв. приказом Минфина РФ от 09.07.2007 № 60н);
  • попадание предприятия под критерии экскурсионного бюро (можно отметить, что нигде конкретно такие критерии не изложены, определение возникает скорее из принятых деловых названий).
  1. Ключ успеха в деятельности турагентства — это опытные сотрудники, которые взаимодействуют с покупателями и туроператорами. Поэтому логично, чтобы оплата их труда включалась в расходы при расчете налогов. Часто зарплата успешных сотрудников увеличивается на бонусы от объема проданных ТП, что делает систему «Доходы минус расходы» более предпочтительной.
  2. Помимо зарплат сотрудников-продажников, турагенты могут нести и иные расходы. Например:
  • на аренду помещения (или помещений) под офис;
  • на информационные и юридические услуги (например, выбирая партнеров-туроператоров);
  • часто турагентства берут на себя курьерские функции (например, привозят горящие путевки покупателю на дом или в аэропорт; забирают паспорта с визами из посольств и т. п.);
  • прочие подобные расходы, связанные со спецификой деятельности.

Такое положение дел тоже склоняет турагентства к выбору УСН «доходы минус расходы» с указанием в учетной политике перечня относящихся к основной деятельности расходов (в соответствии со ст. 346.16 НК РФ).

На что следует обратить внимание при составлении учетной политики турагентства на 2017 год

Исходя из изменений законодательства в 2016 году, вступающих в полную силу с 2017 года, можно определить аспекты, которые могут существенно повлиять на учетную политику именно турагентств.

В первую очередь следует обратить внимание на нормы, введенные законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ. Напомним, что данный ФЗ вносит существенные изменения в закон «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ. В частности, изменяет правила проведения и оформления расчетов при оказании услуг населению (к которым относится и туристская деятельность).

Так, применяемые в настоящее время системы реализации ТП, когда ТП оформляется несколькими вариантами БСО (туристской путевкой, туристическим ваучером и т. п.), с выдачей покупателю бумажного экземпляра БСО, который затем предъявляется поставщикам услуг для их фактического получения, по замыслу законодателей должен уйти в прошлое. Вместо этого факт продажи ТП должен оформляться с применением автоматизированной системы для БСО нового типа. Каждая система должна быть снабжена фискальным регистратором, данные с которого будут передаваться в налоговые органы. При этом БСО должны оформляться в электронном виде.

Пока нет разъяснений о том, как именно должна работать новая схема в сферах, где реализация конечного набора услуг, оформляемого БСО, происходит через посредника: в туристической деятельности, в сфере концертно-зрелищных и спортивных мероприятий и т. п. Однако ряд вопросов уже можно сформулировать:

  1. Кто будет формировать турпутевки-БСО в автоматизированной системе — туроператор или турагент?
  2. Как должно учитываться получение выручки за ТП у турагента (и что и как должно попасть на фискальный регистратор у турагента и у туроператора)?
  3. Если в РФ БСО будут только электронные — как изменится работа с поставщиками услуг за пределами РФ?

И так далее.

Подробнее о неясных моментах в новом законодательстве читайте в статье «Можно ли вести БСО в электронном виде?».

Таким образом, для своевременного внесения корректировок в применяемую учетную политику турагентству необходимо отслеживать вопросы применения БСО и ККТ для БСО — изменения в законах и разъяснения компетентных органов. Возможно, в конечном итоге придется пересмотреть всю традиционную схему работы между туроператором и турагентом и, как следствие, порядок учета выручки в учетных политиках обоих.

Итоги

Основным аспектом, который должен быть правильно отражен в учетной политике турагентства, является порядок формирования и признания выручки турагента. При составлении учетной политики, в том числе для целей налогообложения, на последующие годы, необходимо обратить внимание на изменения законодательства в 2016 году, которые могут затронуть всю традиционную схему работы турагентств и отразиться на положениях их учетной политики.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения