Формирование учетной политики в торговой организации

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Учетная политика торговой организации — основной документ, устанавливающий порядок ведения учета — как бухгалтерского, так и налогового. В учетной политике торговой организации необходимо отразить все применяемые организацией варианты учета, которых, как известно, в торговле существует несколько.

 

Общие положения учетной политики в торговле

Определение порядка учета товаров и торговой наценки

Метод списания себестоимости проданных товаров

Учет тары и упаковки

Порядок учета транспортных затрат

Порядок учета расходов на продажу

Нюансы по учету НДС

Отдельные вопросы по инвентаризации

Итоги

 

Общие положения учетной политики в торговле

Вне зависимости от специализации торговой фирмы (например, опт или розница), учетная политика (далее — УП) должна содержать некоторую вводную информацию:

  • метод организации бухгалтерского и налогового учета;
  • применяемая система налогообложения;
  • возможные отступления от общеустановленных правил учета, допускаемые нормативными актами (например, субъекты малого предпринимательства могут применять упрощенный порядок отражения в учете и отчетности расходов по кредитам и займам, а также не применять ретроспективную корректировку в случае обнаружения ошибок, в соответствии с приказом Минфина РФ «О внесении изменений в нормативные акты» от 08.11.2010 № 144н);
  • сведения о применяемых счетах бухучета, бухгалтерских и налоговых регистрах;
  • прочие аналогичные положения, сформулированные на базе общеустановленных правил и методов учета.

Помимо перечисленных данных, в УП торговой организации следует отдельно раскрыть применяемые именно этой организацией порядок и методы учета товаров, торговой наценки, транспортно-заготовительных расходов (далее — ТЗР) и связанные нюансы налогообложения. Их и рассмотрим дальше подробнее.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бухучета и для налогов предприятие может иметь две отдельных УП либо одну общую. В приведенных далее сведениях обязательные моменты для УП рассмотрены с учетом и БУ, и НУ.

Определение порядка учета товаров и торговой наценки

Товары в организациях торговли могут учитываться:

  • по фактической себестоимости;
  • по продажным ценам.

В первом случае учет товаров ведется на счете 41 по стоимости закупки этих товаров, во втором на 41-й счет товары в итоге попадают уже по продажной стоимости. При этом торговая наценка на оприходуемые товары начисляется проводкой Дт 41 Кт 42.

Затем, при продаже товаров, для формирования корректного финрезультата соответствующая проданным товарам доля наценки сторнируется проводкой Дт 90 Кт 42 сторно.

ВАЖНО! Торговую наценку допускается применять только розничным предприятиям торговли. Если у фирмы присутствуют оба варианта продаж, в УП необходимо отразить порядок разделения товаров на предназначенные для оптовой или розничной продажи, с указанием методики учета для каждой группы, либо установить для всех товаров метод учета по фактической стоимости (без применения счета 42).

В работе оптовых торговых организаций часто возникает момент, когда товары уже отгружены со склада, но до покупателя еще не дошли (например, переданы транспортной компании или переданы посреднику на реализацию). Для таких товаров предусмотрен отдельный счет 45 «Товары отгруженные». Проводка при фактическом отпуске со склада продавца выглядит так: Дт 45 Кт 41.

Если применяется счет 45, при завершении продажи (поступлении товаров к покупателю) списание товаров со счета 45 происходит аналогично списанию со счета 41: Дт 90 Кт 45.

Метод списания себестоимости проданных товаров

Себестоимость проданных товаров списывается методами, подходящими и для других групп МПЗ:

  • по ФИФО;
  • по средней себестоимости;
  • по стоимости каждой единицы

Выбор метода зависит от специфики продаваемых товаров. Предприятие может выбрать любой, а также несколько для различных групп товаров. Однако все результаты выбора нужно расписать в УП.

Учет тары и упаковки

Многие товары требуют определенной упаковки для перевозки, хранения и продажи. При этом упаковка может:

  • обладать свойствами, более подходящими МПЗ (например, многоразовая картонная коробка);
  • обладать свойствами, более подходящими объекту основных средств (например, тара-оборудование: специальные контейнеры, поддоны, емкости для жидких и сыпучих продуктов, в которые товары пакуются у производителя/поставщика с тем, чтобы приобретатель продавал впоследствии товар из этой же тары);
  • обладать свойством неотделимости от товара в момент продажи (например, стеклянная бутылка).

В зависимости от того, к какой из перечисленных групп относится тара и упаковка, она может учитываться как:

  • МПЗ (на отдельном субсчете на счете 10 или 41),
  • объект основных средств (на счете 01), с подразделением на покупной и произведенный своими силами;
  • товар (на счете 41), при этом в большинстве случаев стоимость упаковки включается в отпускную цену товара.

Многоразовая тара классифицируется на возвратную и невозвратную. Причем по договоренностям между поставщиком и покупателем передача дорогостоящей тары может происходить с залогом.

Выбранные варианты использования и учета тары должны быть детализированы в учетной политике торговой организации.

Кроме того, в соответствующих случаях дополнительно отдельно конкретизируется связанный с многоразовой тарой учет расходов на транспортировку.

Порядок учета транспортных затрат

Порядок учета и распределения ТЗР для бухгалтерских целей определяется, в первую очередь, в приказе Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н. В нем для ТЗР также предусмотрены несколько возможных вариантов:

  • с использованием отдельного калькуляционно-распределительного счета 15 «Заготовление МПЗ» для ТЗР;
  • с применением субсчета на счетах учета поступающих МПЗ (например, 41);
  • с включением ТЗР в себестоимость товаров.

Метод учета торговая фирма выбирает сама и обязательно включает в УП.

ВАЖНО! Для налоговых целей в торговле существует единый порядок учета и распределения на расходы ТЗР. Он изложен в ст. 320 НК РФ. Актуальные подробности ищите на нашем сайте здесь: «Распределение транспортных расходов на остаток товара».

Порядок учета расходов на продажу

Для торговых компаний перечень затрат, которые можно отнести на расходы на продажу, значительно расширен по сравнению с предприятиями, занятыми в производственных сферах. При этом существуют такие варианты учета, в отношении которых следует определиться и раскрыть их в УП:

  1. Учет расходов на доставку товаров на склад торговой компании при закупках. Данный вид ТЗР может учитываться:
  • в себестоимости товаров (см. предыдущий раздел);
  • в составе расходов на продажу на счете 44 (если по условиям деятельности такие расходы целесообразно учитывать отдельно от покупной стоимости товаров).

При этом затраты на доставку товаров покупателям относятся к расходам на продажу в любом случае.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! ТЗР, учтенные в себестоимости товара, включаются в расходы для целей налогообложения по факту продажи этого товара, а ТЗР, учтенные в составе расходов на продажу, включаются в расходы для исчисления налогов периодически.

  1. Списание расходов на продажу по истечении периода (обычно месяца) может происходить двумя способами:
  • в накопленной за период сумме полностью;
  • с распределением накопленной суммы расходов: относящаяся к фактически проданным товарам часть списывается, а на 44-м счете формируется остаток, соответствующий доле расходов, приходящейся на остаток товаров на складе.
  1. Затраты на фасовку и упаковку товаров своими силами имеют такие же варианты учета, как и расходы на доставку товаров на склад:
  • включаются в себестоимость;
  • включаются в расходы на продажу.

Нюансы по учету НДС

В части НДС в УП торгового предприятия следует закрепить как минимум:

  1. Применение (или неприменение) освобождения от НДС, по перечню товаров, по которому это допускается в соответствии со ст. 149 НК РФ. А также порядок ведения раздельного учета по группам товаров с разным налогообложением НДС.

Подробнее по этому вопросу читайте здесь: «Какие товары, не облагаемые НДС, закреплены в Налоговом кодексе?».

  1. При наличии операций, облагаемых по ставке 0% (в частности, экспорта) — порядок ведения раздельного учета по товарам, облагаемым по ставке 0% и облагаемым по обычным ставкам.
  2. Основные аспекты документооборота, например:
  • принцип нумерации счетов-фактур;
  • порядок ведения учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж (например, способ внесения данных по подразделениям).

Отдельные вопросы по инвентаризации

Нюансы, которые потребуется внести в УП, будут зависеть от специфики торговой деятельности. Например:

  • Тем, кто торгует продуктами питания, нужно закрепить в УП периодичность проведения инвентаризаций, как правило, более частую, чем для торгующих непродовольственными товарами. Следует предусмотреть нюансы, связанные с такими специфическими моментами, как нормы естественной убыли. Кроме того, необходимо установить порядок оперативного выявления и списания товаров с истекшим сроком годности, утративших потребительские свойства.

Детальнее об этом здесь: «Порядок списания товара с истекшим сроком годности».

  • Для аптечных организаций необходимо предусмотреть в УП как порядок выявления и списания медпродукции по сроку годности, так и соблюдение определенных условий хранения и отпуска некоторых товаров (для дальнейшего отбора ответственных лиц).

Еще о нюансах аптечной торговли — здесь: «Правила ведения бухучета в аптеке (нюансы)».

Итоги

Для торговых предприятий действующим законодательством в сфере бухучета и налогообложения предусмотрены различные варианты и методы учета. При составлении учетной политики торговой организации следует сначала выбрать целесообразный вариант, а затем закрепить его в УП.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения