Что нового в учетной политике на 2016 год?

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Новое в учетной политике на 2016 и 2017 годы отражает общую тенденцию изменений в бухгалтерской и налоговой сферах в нашей стране. Наиболее показательные моменты отражены в данной статье.

 

Принципы государственного регулирования учета в РФ

Изменения, влияющие на учетную политику в 2016 году

Грядущие изменения 2017 года

Анализ тенденций, или чего ждать дальше?

Итоги

 

Принципы государственного регулирования учета в РФ

Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.

Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) в первую очередь ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный, почти ведущий раздел учета.

Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемых учетных политиках.

Грядущий 2017 год обещает стать своеобразным рекордсменом 2000-х годов по количеству вступающих в силу изменений, влияющих на бизнес и его учет. При этом большая часть законодательных норм появилась фактически в 2016 году. Попробуем разобраться, «откуда и куда дует ветер».

Изменения, влияющие на учетную политику в 2016 году

На старте 2016 года свои учетные политики правили предприятия малого бизнеса (СМП). В результате изменений в законе «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, введенных в конце 2014 года (закон от 04.11.2014 № 344-ФЗ), а также связанных с этим корректировок ПБУ по приказу Минфина от 06.04.2015 № 54н образовались такие обстоятельства:

  • были уточнены критерии СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту);
  • в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 появились отдельно оговоренные «разрешения» не применять их аспекты тем, кто ведет бухучет упрощенными методами.

На следующее масштабное изменение в учетных политиках 2016 года, по традиции, повлиял НК РФ. П. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ в редакции закона от 08.06.2015 № 150-ФЗ изменили порядок признания амортизируемого имущества для налоговых целей (в частности, например, стоимость приобретаемого имущества для целей признания основным средством увеличилась до 100 000 руб.).

Для организаций, в чьей деятельности присутствуют контролируемые сделки, потребовалось скорректировать значения применяемых для налоговых расчетов процентных ставок. Соответствующие изменения появились в результате изменений, внесенных в ст. 269 НК РФ (в ред. закона от 08.03.2015 № 32-ФЗ).

В отношении расчетов с сотрудниками в течение 2015 года был принят целый ряд законов, конкретизирующий порядок расчета и удержания НДФЛ. В частности, в качестве влияющих на повседневную практику можно привести:

  • закон от 08.06.2015 № 146-ФЗ — конкретизирует ст. 220 НК РФ в части возможности корректировать сумму НДФЛ при выходе участника из общества с учетом произведенных этим участником расходов, связанных с приобретением его доли;
  • закон от 02.05.2015 № 113-ФЗ — конкретизирует ст. 223 НК РФ в части установления даты дохода для расчета НДФЛ по облагаемым командировочным выплатам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все введенные в 2015 году уточнения по НДФЛ вступили в силу с 01.01.2016.

Кроме того, в течение 2016 года был принят ряд также уточняющих законов по отдельным видам деятельности, которые, скорее всего, найдут свое отражение в учетных политиках уже 2017 года. Например:

  • Закон от 05.04.2016 № 97-ФЗ, выводящий из-под налогообложения НДС сумму страховки за неоплату товаров (подп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ.) Ранее этот момент был спорным.
  • Закон от 03.07.2016 № 315-ФЗ, отменяющий автоматическое начисление предусмотренных законодательством процентов за пользование денежными средствами — теперь фраза об этом должна быть в договоре (п. 1 ст. 317.1 ГК РФ). Ранее этот момент был спорным.

Грядущие изменения 2017 года

Помимо изложенных выше изменений, уже вступивших в силу, в 2016 году было принято немало законодательных актов, которые заработают в полную силу в 2017 году. В рамках данного материала мы не будем перечислять их все, а остановимся лишь на тех, которые могут привести к существенным, а то и фундаментальным изменениям учетной политики некоторых предприятий.

В бухгалтерской части планируются изменения и дополнения к нескольким стандартам. Например, из ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н) планируется убрать стоимостной норматив отнесения к основным средствам или МПЗ (40 000 руб.). Таким образом, с учетом изменений аналогичного показателя в налоговом учете (до 100 000 руб., об этом сказано выше) у предприятий появится возможность при желании минимизировать расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом.

Помимо этого, по прогнозам, будут скорректированы нормативы по учету запасов, по документообороту, по НМА и представлению бухотчетности.

Ожидается выход новых стандартов: по доходам, по расходам, по аренде и нескольких других.

ВАЖНО! Новые нормы планируется делать возможными к применению сразу после выхода соответствующего нормативного документа, без привязки к календарному году.

Очень интересным с точки зрения перемен в учетной политике является обновленный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в ред. изменений по закону от 03.07.2016 № 290-ФЗ). На первый взгляд, переход на электронные чеки и приравнивание БСО к чекам не должны затрагивать в существенных аспектах учетную политику. Однако в тех отраслях, где расчеты оформляются посредством БСО и где распространена реализация услуг через посредников, изменения могут коснуться всей сложившейся системы работы предприятий и, как следствие, приведут к изменениям в учетных политиках.

Подробнее об этом читайте в материалах:

С 2017 года увеличиваются лимиты, при которых можно применять УСН. Изменения, внесенные в НК РФ законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ, увеличивают лимит для перехода на УСН (по итогам 9 месяцев отчетного года) до 90 млн руб., а лимит для того, чтобы продолжать применять УСН (по итогам отчетного года), — до 120 млн руб. При этом предельная величина основных средств у фирмы на УСН будет поднята от 100 до 150 млн руб.

Анализ тенденций, или чего ждать дальше?

Помимо представленных выше изменений, Минфин разрабатывает новый план счетов и формат официальной отчетности, которая будет подаваться в налоговую. В связи с масштабностью проекта, скорее всего, он будет завершен и введен в действие не ранее 2018 года. Однако основное направление разработок уже известно — корреляция номеров счетов и нумерации строк отчетов. Например, строка 01 для счета 01 и так далее. При этом планируется добавить необходимые счета и строки для детализации учета — к примеру, для отдельного учета инвестиционного имущества.

Кроме того, с 2017 года изменяется еще один аспект, который, на первый взгляд, не корреспондирует близко с учетной политикой, но окажет влияние на организацию учета. Взносы в зарплатные фонды переданы в ведение ФНС (с 01.01.2017 вступает в силу закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ с соответствующими изменениями в НК РФ).

Если посмотреть в комплексе на такие изменения, как:

  • введение системы электронной передачи данных по наличным расчетам в ФНС;
  • передача ФНС всего комплекса зарплатных налогов и сборов;
  • приведение в определенный формат плана счетов и строк отчетов;
  • исключение из налоговых расчетов спорных моментов (серия ФЗ, принятых в течение 2016 года);
  • упрощение бухучета для достаточно обширной группы плательщиков,

то можно проследить определенный вектор. А именно: приоритетный с точки зрения госрегулирования налоговый учет вводится под полный контроль налоговых органов. Более того, скорее всего, будет сделана попытка выведения налоговых расчетов из компетенции самого предприятия. Все вычисления попробуют производить силами ФНС на основе поступающих сведений и отчетов самих плательщиков для контрольной сверки. Недаром в СКБ «Контур», который собирается стать оператором фискальных данных уже в ноябре 2016 года, разработку соответствующего ПО ведет отдел, занимающийся, кроме этого, системой ЕГАИС. В ЕГАИС видна вся цепочка движения товаров от продавцов до конечной реализации потребителям. Теперь того же стараются добиться по всем остальным (неалкогольным) товарам.

Исходя из этого, возможно, что в дальнейшем следует ожидать:

  • Дальнейшего обособления налогового учета от бухгалтерского с переходом многих функций по налоговым расчетам и контролю в ФНС.
  • Дальнейшего упрощения способов и методов учета для тех предприятий, чья отчетность не подлежит аудиту. Для этого будет сразу несколько резонов:
    • Единообразие учетных политик поможет ФНС упростить обработку поступающих данных по деятельности этих фирм.
    • Унифицикация порядка учета доходов и расходов позволит лучше контролировать, а также автоматизировать расчет налогов к уплате на основе этого порядка. Возможно, что будут внесены дополнительные изменения в законы, исключающие варианты выбора метода учета по инициативе предприятия, — наподобие закрытого перечня принимаемых в уменьшение налога расходов по УСН.
  • Полноформатный бухгалтерский учет получит свою «нишу» — подготовку отчетов для заинтересованных лиц: инвесторов, акционеров, кредиторов. На этом фоне, должно быть, станет действительно возможным полное принятие какой-либо системы международных стандартов. Если же и дальше будут отдельно «совершенствовать» РСБУ, то такое выделение бухучета и финансовой отчетности в отдельную категорию вообще может утратить смысл. Крупные игроки в экономике и финансах все равно захотят видеть отчеты в международных стандартах (и аудированные по международным же стандартам), а мелкие акционеры и инвесторы на внутреннем рынке не имеют достаточного практического опыта и соответствующих традиций, чтобы вникать в нюансы отчетности в РСБУ. То есть у финансовой отчетности по РСБУ не будет пользователей (может быть, кроме проверяющих инспекторов ФНС, если сохранятся штрафы на некорректное ведение бухучета).

Еще о международных стандартах читайте в нашей рубрике МСФО.

  • Услуги бухгалтеров также по-прежнему будут нужны коммерсантам для ведения управленческого учета, необходимого для принятия менеджерских решений и планирования деятельности (в том числе в сфере налоговых вопросов, например выбора системы налогообложения).

Больше об управленческом учете узнавайте в рубрике «Управленческий учет».

Таковы тенденции. Будет ли реформация в учетной сфере идти по этому пути — покажет практика.

Итоги

Нововведения в законодательстве, затрагивающие учетную политику в бухгалтерском и налоговом аспектах, ведут к дальнейшему обособлению бухгалтерского учета от налогового учета. При этом то, что связано с исчислением налогов и сборов, полностью переходит в компетенцию ФНС, с совершенствованием получения ФНС оперативной информации по деятельности плательщиков. Бухгалтерский учет и подготовленная на его основе информация отходят в сферу предоставления информации заинтересованным лицам: руководству и акционерам предприятия, инвесторам и кредиторам.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения