Бухгалтерские проводки по учету материалов

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Проводки по материалам отражают состояние, наличие и использование МПЗ в процессе хозяйственной деятельности субъекта. Ни одну организацию невозможно представить без проводок по материалам в бухгалтерском учете, равно как и без использования канцелярии, инвентаря, сырья и топлива.

 

Что относится к материалам?

Какие виды материалов существуют?

Учет материалов

Проводки по поступлению и выбытию материалов

Итоги

 

Что относится к материалам?

В процессе работы, направленной на получение прибыли, хозяйственные субъекты часто сталкиваются с необходимостью покупки сопутствующих материалов. Данный вид имущества относится к малоценному и редко приобретается с целью дальнейшей перепродажи. Материально-производственные запасы (МПЗ) идут на производственные или управленческие нужды.

Порядок учета и движения материалов должен быть отражен в учетной политике предприятия, которую каждый хозяйствующий субъект вправе формировать самостоятельно, не нарушая при этом требований действующего законодательства. Правила использования информации по материалам регулируются ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н. Также на основании ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, к МПЗ относится оборудование, стоимость которого не превышает 40 000 руб.

Обратите внимание, что критерии для определения основных средств с 2016 года изменятся — подробнее о нововведениях см. в материале «С 01.01.2016 стоимость амортизируемого имущества ― 100 000 руб.».

Какие виды материалов существуют?

Материалы имеют разнообразную группировку по назначению и характеру использования. В зависимости от этих условий материалы организации группируются по следующим субсчетам:

  1. 10-1 — субсчет «Сырье и материалы»: здесь учитываются запасы, входящие в состав производимой продукции, которые участвуют в процессах изготовления, переработки.
  2. 10-2 — субсчет «Комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты»: приобретаются для дальнейшего комплектования выпускаемой продукции.
  3. 10-3 — субсчет «ГСМ»: отражается движение топлива, в том числе бензина и дизеля, а также смазочных материалов, необходимых в процессе эксплуатации транспортных средств.
  4. 10-5 — субсчет «Запчасти»: применяется для отражения движения материалов, использующихся как запчасти в транспортных средствах и прочем оборудовании.
  5. 10-6 — субсчет «Прочие материалы»: включают в себя МПЗ, необходимые в хозяйственной деятельности субъекта.
  6. 10-9 — субсчет «Инвентарь»: сюда входят материалы, используемые как инвентарь и прочие хозяйственные принадлежности.
  7. 10-10 — субсчет «Специальная оснастка и спецодежда на складе»: показывает наличие специального оборудования, обмундирования, спецформы на складе.
  8. 10-11 — субсчет «Специальная оснастка и спецодежда в использовании»: фиксирует данный вид материалов в эксплуатации.

Учет материалов

В целях контролирования наличия и движения МПЗ используют унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 30.07.1997 № 71а.

Важно! Обратите внимание, что начиная с 2013 года нормы закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ позволяют далее не брать унифицированные формы за основу как обязательные к применению. Но хотя субъекты хозяйственной деятельности вправе разработать свою документацию, многие всё же предпочитают использовать разработанные и утвержденные ранее формы, среди которых встречаются следующие:

  • требование-накладная;
  • накладная на отпуск материалов на сторону;
  • приходный ордер;
  • лимитно-заборная карта.

Материалы оприходуются по фактической себестоимости, зафиксированной в документации при поступлении. Для отражения движения МПЗ существует счет 10 «Материалы». К счету применяются субсчета, обозначающие общие группы какого-либо вида МПЗ. Так, как было сказано выше, для учета топлива применяется субсчет 10-3, для сырья, используемого в производственной деятельности ― субсчет 10-1. Прочие материалы, идущие на административные нужды, в том числе канцтовары, относятся к субсчету 10-6.

МПЗ в организации учитываются либо по их фактической себестоимости поступления, либо по учетным ценам, что должно быть закреплено в учетной политике. При использовании 2-го варианта следует применять счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» для отражения разницы между учетной и фактической стоимостью.

Пример 1. ООО «Ретро» закрепило в своей учетной политике необходимость принимать материалы по учетным ценам. Поступила партия сырья (сахарный песок) для дальнейшего использования в производстве в количестве 100 кг на сумму 4 000 руб. Принятые учетные (плановые) цены по данной позиции ― 45 руб. за 1 кг. Выполнены следующие проводки:

  1. Дт 15 ― Кт 60 (4 000 руб.) ― оприходовано поступление сырья (сахарного песка) от поставщика.
  2. Дт 19 — Кт 60 (720 руб.) — выделен НДС.
  3. Дт 10-1 ― Кт 15 (4 500 руб.) ― принято сырье по учетным ценам.
  4. Дт 15 ― Кт 16 (500 руб.) ― списано превышение учетной стоимости над фактической.

Если учетная цена была бы меньше фактической себестоимости, то последняя проводка имела бы следующий вид:

Дт 16 ― Кт 15 ― списана разница в превышении себестоимости товара над учетными ценами.

Пример 2. ООО «Радуга» при поступлении материалов оприходует их по фактической себестоимости. При покупке канцелярии (20 карандашей на общую сумму 1 000 руб.) для административных нужд были сделаны следующие проводки:

  1. Дт 10-6 ― Кт 60 (1 000 руб.) ― канцтовары закуплены у поставщика.
  2. Дт 19 — Кт 60 (180 руб.) — выделен НДС.
  3. Дт 26 ― Кт 10-6 (1 000 руб.) ― канцтовары переданы по требованию-накладной для нужд управленческого аппарата.

Обратите внимание: при поступлении МПЗ не учитываются суммы НДС и прочих возмещаемых налогов.

После поступления материалы списываются в производство или на иные общехозяйственные нужды одним из существующих способов, который также необходимо отразить в учетной политике:

  1. По средней себестоимости — при списании формируется средняя цена 1 единицы однородного материала.
  2. По себестоимости каждой единицы — подходит для немногочисленных групп МПЗ в тех случаях, когда имеется возможность формировать стоимость каждой единицы.
  3. Методом ФИФО — данный способ позволяет учитывать в расходах себестоимость первых поступивших материалов.

Проводки по поступлению и выбытию материалов

Существует несколько путей поступления МПЗ в организацию: приобретение за плату, принятие в качестве вклада от учредителей, изготовление материалов, безвозмездное получение и пр.

В зависимости от способа поступления в бухучете появляются следующие проводки по материалам:

  1. Дт 10 ― Кт 60: поступление по накладной от поставщика; осуществление оптовой поставки товара производится по договору продажи.
  2. Дт 10 ― Кт 71: приобретение за наличный расчет подотчетным лицом.
  3. Дт 10 ― Кт 75: вклад учредителя; оценочная стоимость МПЗ должна быть согласована с лицом, вносящим данное имущество.
  4. Дт 10 ― Кт 91: отражено безвозмездное поступление; в качестве суммы в данном случае принимается рыночная стоимость материала.

Если при поступлении в стоимости материала учтен НДС, то его сумма отражается в отдельной строке.

Пример 3. ООО «Мотив» закупило партию бумаги (100 пачек) для канцелярских нужд по накладной на общую сумму 17 700 руб., в том числе НДС 18% 2 700 руб. Организация сделала следующие проводки:

  1. Дт 10-6 ― Кт 60 (15 000 руб.) ― поступила партия бумаги.
  2. Дт 19-3 ― Кт 60 (2 700 руб.) ― отражена сумма входного НДС.
  3. Дт 68-2 ― Кт 19-3 (2 700 руб.) ― сумма НДС принята к возмещению.
  4. Дт 60 ― Кт 51 (17 700 руб.) ― произведен расчет с поставщиком через расчетный счет.

Подробнее о формировании НДС при покупке МПЗ см. в материале «Как ведется учет НДС по приобретенным ценностям?».

Если организация применяет режим налогообложения, исключающий использование НДС (УСН, ЕНВД), то следует оприходовать на счет 10 всю стоимость материалов. В этом случае НДС к возмещаемым налогам не относится, а учитывается при формировании себестоимости.

Отпуск МПЗ на сторону может производиться по следующему ряду причин:

  1. Дт 20 (23, 25, 26) ― Кт 10: выдача со склада на производственные или общехозяйственные нужды организации; передача осуществляется по лимитно-заборным картам или требованиям-накладным.
  2. Дт 10 ― Кт 10 (разные субсчета): передача МПЗ со склада в цеха; оформляется документом на внутреннее перемещение.
  3. Дт 94 ― Кт 10: отражено безвозмездное списание материалов в результате порчи или хищения. Как правило, недостаток МПЗ выявляется в результате проведенной инвентаризации; составляется акт о списании материалов.
  4. Дт 99 ― Кт 10: материалы были утрачены вследствие стихийного бедствия; операция отражается при помощи акта о списании.
  5. Дт 91― Кт 10: отражение передачи (продажи) материалов на сторону; используется фактическая себестоимость.

Итоги

Любое движение материально-производственных запасов должно быть оформлено первичными документами и зафиксировано в учете бухгалтерскими проводками. Поступление материалов и использование их в производстве или в прочей хозяйственной деятельности позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения