Порядок составления бухгалтерской отчетности в 2015-2016 годах

Составление бухгалтерской отчетности — одна из основных задач, стоящих перед бухгалтером по окончании календарного года. Основные этапы и правила ее оформления рассмотрены в нашей рубрике «Составление бухгалтерской отчетности».

Подробнее

Основные этапы составления бухгалтерской отчетности

Правила составления бухгалтерской отчетности предприятия

Использование бухгалтерской отчетности предприятиями и ИП в упрощенном виде

 

Основные этапы составления бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность представляет собой вид документации, которая полностью отражает финансовое состояние организации или ИП. В связи с этим при составлении бухгалтерской отчетности всегда требуется соблюсти последовательность этапов, начиная с подготовительных работ и заканчивая собственно ее формированием. Благодаря этому можно добиться корректности и достоверности отчетов.

Рассмотрим основные этапы составления бухгалтерской отчетности:

  • Проверка соответствия информации на счетах бухгалтерского учета первичным документам.
  • Инвентаризация кассы и имущества.
  • Корректировка данных бухучета при выявлении отклонений.
  • Закрытие счетов.
  • Реформация баланса. Правильно ее осуществить поможет статья «Как и когда проводить реформацию бухгалтерского баланса?».
  • Непосредственно составление бухгалтерской отчетности.

Правила составления бухгалтерской отчетности предприятия

Порядок составления бухгалтерской отчетности регулируется ПБУ 4/99 и включает следующие группы правил:

  1. Принципы, применимые при составлении бухгалтерской отчетности. К ним, в частности, относятся:
  • Необходимость соблюдения достоверности отражаемой информации.
  • Отражение данных с учетом сведений о филиалах, представительствах и подразделениях.
  • Соблюдение актуальных форм.
  • Заполнение отчетов с учетом показателей как минимум 2-летнего периода.
  • Соблюдение порядка раскрытия информации в зависимости от значения показателей. Если числовые значения по тому или иному показателю отсутствуют, проставляется прочерк. Если показатели существенные, они отражаются обособленно, если несущественные — раскрываются в пояснениях.
  • Отчетная дата — последний день отчетного периода.
  • Отчетный период — с 1 января по 31 декабря. Для новых организаций и ИП — с даты внесения сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по 31 декабря. Если же регистрация произошла после 30 сентября, то отчетный период начинается с даты регистрации, а заканчивается 31 декабря года, следующего за годом образования лица.
  • Наличие в формах отчетности всех необходимых реквизитов, например наименования составителя, периода.
  • Составление на русском языке.
  • Применение валюты РФ.
  • Подписание руководителем (или лицом, наделенным соответствующими полномочиями).
  1. Принципы составления бухгалтерского баланса. Основные этапы, которые при этом важно соблюсти, отражены в статье «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)».
  2. Правила, распространяющиеся на отчет о финансовых результатах. Его необходимо заполнить с учетом следующего порядка:
  • Необходимо разделить расходы на связанные с деятельностью организации или ИП и прочие.
  • Выручка отражается за вычетом НДС, акцизов и прочих налогов.
  • Себестоимость должна быть сформирована без учета коммерческих и управленческих расходов.
  • Приводятся показатели формирования чистой прибыли.

О порядке заполнения отчета о финрезультатах читайте в статье «Заполнение формы 2 бухгалтерского баланса (образец)».

  1. Правила, действующие для пояснений к балансу и отчету о финрезультатах:
  • Пояснения должны служить раскрытием сведений учета в соответствии с учетной политикой.
  • В пояснениях необходимо указать, что порядок составления бухгалтерской отчетности должен соответствовать действующему законодательству.
  • Пояснения представляют собой расшифровку информации о разных аспектах хозяйственной жизни, например о движении нематериальных активов, основных средств и т. д.
  • Пояснения при составлении бухгалтерской отчетности приводятся посредством применения специальных форм. Образец заполнения одной из них можно посмотреть в статье «Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности - образец».
  • В пояснениях необходимо отражать информацию о движении денежных средств и изменении капитала.
  • Пояснения должны содержать сведения об основном виде деятельности, среднесписочной численности работников, исполнительном органе компании. Подробности — в этой статье.

Использование бухгалтерской отчетности предприятиями и ИП в упрощенном виде

П. 4 ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ предусмотрено формирование субъектами малого бизнеса упрощенного баланса. Для этого важно соблюсти условия отнесения к СМП, а именно:

  • Среднесписочная численность работников за отчетный период должна составлять не более 100 человек.
  • Выручка — не более 800 млн руб.
  • Прочие условия, отраженные в ст. 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Если указанные условия выполняются, порядок составления бухгалтерской отчетности может быть упрощен. В ее составе будут только 2 основных отчета: баланс и отчет о финрезультатах. При этом могут быть представлены дополнительные отчеты, о которых идет речь в статье «Упрощенная отчетность малого бизнеса».

При этом упрощенный бухбаланс будет включать:

  • сокращенный перечень активов и пассивов;
  • данные за 3 предшествующих года;
  • обобщенные показатели.

Правильно заполнить упрощенный баланс вам поможет эта публикация.

Отчет о финрезультатах также заполняется малыми предприятиями в упрощенной форме, которая отражает:

  • выручку;
  • расходы на обычную деятельность;
  • проценты к уплате;
  • прочие доходы;
  • прочие расходы;
  • налог на прибыль;
  • чистую прибыль.

При этом при составлении бухгалтерской отчетности информация в отчете о финрезультатах указывается за 2 года.

Кроме того, правила составления бухгалтерской отчетности в упрощенной форме требуют наличия в документе строгих граф. В связи с этим, если малому предприятию при составлении бухгалтерской отчетности понадобилось внести какие-то дополнительные расшифровки, упрощенную форму уже использовать нельзя (подробности — здесь).

Законодательство предусматривает 2 формата составления бухгалтерской отчетности: по стандартной и упрощенной форме. Определиться, можно ли вам применять нужный формат, а также правильно заполнить отчеты вам поможет наша рубрика «Составление бухгалтерской отчетности».