Как провести инвентаризацию перед годовой отчетностью

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в обязательном порядке проводится инвентаризация (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Ее проводят все организации независимо от организационно-правовой формы и применяемого налогового режима.

Цель инвентаризации – обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета). Порядок ее проведения определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

 

Что инвентаризировать

Инвентаризации подлежат (ч. 1 ст. 11 Закона № 402-ФЗ, п. п. 1.2, 1.3 Методических указаний):

  • все имущество (активы) организации, независимо от места его нахождения. Это ОС, НМА, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, в том числе дебиторская задолженность. Инвентаризируют также имущество, не принадлежащее организации, но числящиеся в ее учете (находящееся на ответственном хранении, в аренде, полученное для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам;

Рекомендуем статьи:

  • все финансовые обязательства – кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Об инвентаризации долгов читайте:

 

Срок проведения инвентаризации

Провести инвентаризацию вы должны до составления годовой отчетности. Конкретные сроки ее проведения могут быть закреплены в учетной политике (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

При этом возможно:

  • не инвентаризировать имущество, по которому инвентаризация проводилась в октябре – декабре отчетного года;
  • инвентаризировать основные средства один раз в 3 года, а библиотечные фонды – один раз в 5 лет;
  • организациям Крайнего Севера – проводить инвентаризацию товаров, сырья и материалов в период их наименьших остатков.

Такие правила установлены п. 1.5 Методических указаний.

 

Порядок проведения инвентаризации

 

Шаг 1. Создать инвентаризационную комиссию.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, а при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств – рабочие инвентаризационные комиссии (п. 2.2 Методических указаний).

В комиссию должны входить представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.), а также могут включаться представители службы внутреннего аудита или независимых аудиторских организаций.

Ее персональный состав утверждает руководитель организации (п. 2.3 Методических указаний).

 

Шаг 2. Издать приказ о проведении инвентаризации.

В приказе о проведении инвентаризации указываются:

  • конкретные сроки проведения инвентаризации;
  • причина проведения (в данном случае – составление годовой бухгалтерской отчетности);
  • состав инвентаризационной комиссии.

Данный приказ  регистрируется в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (п. 2.3 Методических указаний).

См. также «Приказ о проведении инвентаризации дебиторской задолженности – образец».

 

Шаг 3. Определить остатки имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

До начала проверки инвентаризационная комиссия должна получить последние к моменту инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств (п. 2.4 Методических указаний). Их визирует председатель комиссии с указанием "до инвентаризации на "__________" (дата)". На основании этих документов бухгалтерия определяет остатки имущества к началу инвентаризации по учетным данным. С материально ответственных лиц вы должны получить расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество они сдали в бухгалтерию или передали комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки нужно взять с лиц, имеющих подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

 

Шаг 4. Собственно инвентаризация.

В ходе инвентаризации комиссия выявляет фактическое наличие имущества, а также реальность учтенных финансовых обязательств, сведения о которых записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, составляемые не менее чем в 2 экземплярах (п. п. 2.5 – 2.7 Методических указаний).

Проверка проводится обязательно в присутствии материально ответственного лица. Такое требование предусмотрено п. 2.8 Методических указаний.

 

Шаг 5. Оформление результатов инвентаризации.

Результаты проведенной инвентаризации обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (п. 5.6 Методических указаний). Их вы должны учесть в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний).

При этом выявленные излишки имущества принимаются к бухгалтерскому учету с признанием прочего дохода, а недостающее имущество списывается, как недостача.

Подробнее читайте в статье «Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете».

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения