Какие платежи возможны в случае блокировки счета

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление налоговым органом операций по счету влечет прекращение банком всех расходных операций по нему. Однако эта мера не препятствует налогоплательщику расходовать денежные средства с расчетного счета в некоторых, предусмотренных законодательством, случаях.

 

Если заблокирована только часть денежных средств

Если заблокирована только часть денежных средств на счете, то в части остатка налогоплательщик может осуществлять любые расходные операции, а также переводы электронных денежных средств (абз. 4, 6 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Для разблокировки счета налогоплательщик может направить в налоговый орган заявление, в соответствие с п. 9 ст. 76 НК РФ.

Следует отметить, что данное правило не применяется при блокировке счета в связи с непредставлением декларации. В этом случае счет арестовывается полностью, так как  недоимки (пеней, штрафов) у налогоплательщика не образуется.

 

Если заблокированы все денежные средства

В  соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ, если заблокированы все денежные средства, которые есть на счете, то могут осуществляться только следующие платежи:

  1. Списание денежных средств в счет уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
  2. Платежи, очередность исполнения которых в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п. 2 ст. 855 ГК РФ) предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов в следующей очередности:

-        в первую очередь - по исполнительным документам о возмещении вреда и взыскании алиментов (исполнительные листы, судебные приказы, постановления судебного пристава-исполнителя и другие документы, указанные в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве");

-        во вторую очередь - по исполнительным документам для выплаты выходных пособий и оплате труда по трудовому договору (контракту), и вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

-        в третью очередь - по платежным документам на выдачу денежных средств по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту); по поручениям налоговых органов на перечисление задолженности по уплате налогов и сборов, пеней, штрафов, а также, процентов, начисляемых в соответствии с гл. 9 НК РФ; по поручениям территориальных органов ПФР и ФСС РФ на списание страховых взносов во внебюджетные фонды;

См. также материал "Блокировка счета не отразится на финансовом состоянии работников"

-     в четвертую очередь - по исполнительным документам, которые не отнесены к первой или второй очереди (по гражданско-правовым спорам, административным правонарушениям);

-     в пятую очередь - по платежным документам на перечисление в бюджет налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов (с 14 декабря 2013 года).

Такая очередность платежей рекомендуется Минфином России в письмах от 15.04.2010 N 03-02-07/1-167, от 09.07.2008 N 03-02-07/1-268, а также поддерживается судами в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2010 N А56-75387/2009 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 20.01.2011 N ВАС-18343/10), Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 N А56-15277/2009.

 

Соблюдение очередности платежей

Требования по списанию денежных средств исполняются в зависимости от календарной очередности поступления платежных документов (Письма Минфина России от 06.03.2014 N 03-02-07/1/9689, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9544, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9538, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9536, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9530, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9526).

По мнению Минфина России, расходные операции по требованиям, относящимся к третьей очереди в части оплаты труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поступившим позднее поручения налогового органа, относящегося к четвертой и пятой очередям, предусмотренным  п. 2 ст. 855 ГК РФ, приостанавливаются в пределах суммы, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (Письма Минфина России от 06.03.2014 N 03-02-07/1/9689, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9544, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9538, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9536, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9530, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9544, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9538, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9536, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9530, от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9526). Такую точку зрения Минфина России нельзя назвать бесспорной, но, поскольку контролирующие органы придерживаются именно данной позиции, то применение норм законодательства (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ, п. 2 ст. 855 ГК РФ) без учета мнения чиновников может вызвать спор и судебные разбирательства.

 

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения