Как открыть вклад через интернет-банк, интересует многих, так как депозиты — это удобный инструмент финансового управления. О том, какие возможности банковского размещения предоставляют современные интернет-системы дополнительного банковского обслуживания (ДБО), вы узнаете из этой статьи.
Как открыть вклад (общие правила)?
Банковский вклад (депозит) — это денежные средства, передаваемые физическим лицом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в распоряжение финансово-кредитному учреждению (банку). За пользование деньгами клиента банк начисляет проценты, составляющие доход вкладчика.
Порядок открытия депозита разными категориями лиц определяется гл. 5 инструкции Центробанка «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» от 30.05.2014 № 153-И (далее — Инструкция). В частности, п. 5.3 Инструкции устанавливает, что российское юрлицо для открытия вклада должно предоставить в банк следующие документы:
- свидетельство о постановке на учет в ФНС;
- свидетельство о госрегистрации.
Перечень документов, которые следует предоставить иным лицам, в т. ч. иностранным, приведен в пп. 5.1–5.2, 5.4–5.6 Инструкции.
Как открыть вклад онлайн?
Большинство банков, предоставляющих услуги дополнительного банковского обслуживания через интернет (интернет-банк, клиент-банк), обеспечивают для своих клиентов возможность открытия вклада (депозита) онлайн.
Как правило, ставки по таким депозитам немного выше, чем по аналогичным вкладам, открываемым и обслуживаемым через отделение банка.
Для размещения средств компании в офисе банка или через интернет-систему ДБО клиент банка должен предоставить заявление об открытии вклада (то есть порядок документооборота одинаков). Однако в случае пользования интернет-сервисом организация вправе предоставить заявление онлайн через меню программы. Согласно Инструкции, для открытия депозита организация обязана предоставить 2 документа: свидетельство о госрегистрации и свидетельство о постановке на учет в ФНС. Однако наличие у организации расчетного счета с системой ДБО предполагает, что эти документы в банк уже были предоставлены ранее, и повторное их предоставление обычно не требуется.
В системе интернет-банк клиент может выполнять все операции, доступные через отделение банка:
- размещение средств;
- изменение реквизитов вклада;
- пополнение;
- пролонгация;
- отзыв депозита и др.
Размещение депозита происходит через контекстное меню программы при помощи специальной вкладки, например «Депозиты», «Размещение средств» и т. п. (каждый банк формирует интерфейс программы индивидуально).
Далее клиент создает новый документ (заявление на открытие вклада онлайн). Ему предлагается тарифный калькулятор, при помощи которого пользователь определяется с наиболее выгодным вариантом. После того как тариф выбран, клиент знакомится с условиями размещения, сохраняет документ, подписывает его ЭЦП и отправляет в банк.
В течение некоторого времени банк обрабатывает запрос клиента, вновь открытый депозит отображается в соответствующей вкладке программы.
О бухгалтерском и налоговом учете вкладов читайте в статьях:
- «Бухгалтерский учет финансовых вложений — ПБУ 19/02»;
- «Нужно ли исчислять НДС с денежных средств, полученных в качестве обеспечительного (гарантийного) платежа, залога, депозита?».
Итоги
Важная функция интернет-банка — возможность размещения денег на вкладе (депозите), не покидая рабочего места. В интернет-сервисах ДБО банки предоставляют подробную информацию, позволяющую клиенту определиться с выбором денежного размещения.