Каков срок погашения дебиторской задолженности (формула)?

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Срок погашения дебиторской задолженности — что это за показатель, как его рассчитать и для чего он применяется, узнайте из нашего материала.

 

Средний срок погашения дебиторской задолженности: определение, назначение и формула

Как связаны срок погашения задолженности и процедура выбора контрагента

Как снизить риски нарушения сроков платежей

Как регулировать сроки погашения задолженности дебиторов

Формулы для расчета и анализа показателей, связанных со сроками погашения долгов

Срок погашения задолженности нарушен: последствия в учете продавца

Итоги

 

Средний срок погашения дебиторской задолженности: определение, назначение и формула

Сроком погашения дебиторской задолженности (СПдз) называют средний отрезок времени ожидания продавцом платежа от покупателя после реализации продукции.

Рассчитать СПдз можно по формуле:

СПдз = ДП × ДЗ/В,

где:

ДП — длительность анализируемого периода в днях;

ДЗ — дебиторская задолженность в рублях;

В — выручка (нетто) от всех видов продаж.

Данный показатель имеет большое значение при оценке финансового положения компании, а именно:

  • чем длиннее этот временной отрезок, тем выше риск непогашения задолженности;
  • превышение фактического срока погашения долга над установленным в договоре сроком может повлиять на степень ликвидности компании.

Как влияют спецусловия договора на ликвидность дебиторской задолженности, см. в материале «Ликвидность дебиторской задолженности (нюансы)».

Использование данного показателя при анализе отчетности помогает оценить финансовую устойчивость компании в краткосрочной перспективе.

Как связаны срок погашения задолженности и процедура выбора контрагента

Нет смысла применять формулы и просчитывать срок погашения дебиторки, если контрагент является однодневкой или финансово ненадежным партнером.

Чтобы обезопасить фирму от просроченных долгов, к выбору контрагента необходимо подходить с должной осмотрительностью — налоговики для этого предлагают компаниям и ИП применять общедоступные критерии, утвержденные приказом ФНС России от 20.05.2007 № ММ-3-06/333@ (регистрация контрагента по «массовому» адресу, отсутствие данных госрегистрации в ЕГРЮЛ и др.).

В крупных компаниях к этому вопросу подходят с особой основательностью и применяют вышеуказанные критерии как один из элементов комплексной работы с потенциальными и действующими контрагентами, а именно:

  • создают специальные службы, собирающие сведения о контрагентах на стадии предварительных переговоров (до заключения договора);
  • проводят систематический мониторинг информации о своих дебиторах после подписания договора (наличие и ход судебных разбирательств с их участием, анализ бухгалтерской отчетности и др.);
  • разрабатывают и исполняют иные специальные регламенты работы с дебиторами.

Если ресурсов фирмы недостаточно для создания постоянно функционирующей службы по работе с дебиторами, можно воспользоваться находящейся в распоряжении налоговиков информацией. Благодаря закону «О внесении изменений…» от 01.05.2016 № 134-ФЗ режим налоговой тайны был снят в отношении:

  • среднесписочной численности сотрудников;
  • уплаченных налогов;
  • налоговых нарушений;
  • сумм долгов по пеням и штрафам;
  • величины доходов и расходов по бухотчетности.

Подробнее о сведениях, составляющих налоговую тайну, узнайте из материала «Какие сведения составляют налоговую тайну?».

Как снизить риски нарушения сроков платежей

Если фирма работает с отдельными контрагентами регулярно, снизить риски нарушения сроков погашения долгов помогает дополнительный анализ, в результате которого принимается решение о целесообразности продолжения партнерских отношений с данным контрагентом или рассматривается необходимость корректировки существующих условий договоров в части сроков и условий погашения дебиторской задолженности.

Для проведения такого анализа потребуются следующие группы показателей за весь период работы с данным покупателем:

  • календарные (общее время работы с конкретным контрагентом);
  • статистические (объемы хозопераций с данным клиентом);
  • финансовые (показатели деятельности контрагента по данным отчетности);
  • расчетные (коэффициенты оборачиваемости его задолженности);
  • детализирующие (сроки и объемы просроченных долгов);
  • прогнозные (конъюнктура товарного рынка);
  • прочие (неформальная оценка клиента работающими с ним менеджерами и др.).

Показатели оцениваются по 100-балльной шкале, и каждому из них присваивается вес значимости. В результате подсчета баллов определяется сводный рейтинг контрагента. Затем принимается то или иное решение в отношении конкретного покупателя (см. таблицу ниже):

Кол-во баллов

Возможные варианты решения

70 и более

  • договор заключается на стандартных условиях;
  • допустимы особые условия (по скидкам, графику оплаты и др.), если клиент стратегически значим для компании или предполагаются будущие экономические выгоды от работы с ним

От 50 до 70

  • договор обязательно должен предусматривать частичную предоплату;
  • договор с условиями товарного кредита должен содержать ограничения на сумму кредита или отсрочку платежа;
  • необходим жесткий контроль сроков оплаты дебиторской задолженности

Менее 50

Договор заключается только на условиях 100%-ной предоплаты

Какие критерии и формулы применить при анализе прибыльности компании, см. в материале «Как провести анализ рентабельности?».

Как регулировать сроки погашения задолженности дебиторов

Нестабильность платежной дисциплины контрагента заставляет фирмы и ИП работать со своими контрагентами на условиях предоплаты. Однако, придерживаясь таких платежных требований, можно потерять целый сегмент потенциальных покупателей.

Данное обстоятельство вынуждает продавцов заключать договоры на условиях товарного кредита, а контроль над соблюдением сроков погашения дебиторской задолженности в этом случае становится еще более трудоемким.

Здесь на первый план выходит задача управления дебиторкой, для решения которой необходим специальный набор аналитическо-расчетных процедур:

  • сначала требуется проанализировать существующую дебиторскую задолженность с помощью специальных показателей и коэффициентов (о них подробнее в следующем разделе);
  • затем необходимо организовать регулярный контроль над платежной дисциплиной контрагентов;
  • при необходимости можно применять и иные меры (например, проводить анализ влияния изменений политики компании в товарном кредитовании на ее прибыль и т. п.).

Эффективно управлять дебиторской задолженностью и получать оплату в согласованные в договоре сроки помогут:

  • автоматизация учета и контроля погашения дебиторской задолженности;
  • мотивация менеджеров по продажам посредством привязки величины премиальных к своевременному (или ранее предусмотренных сроков) получению платежей от покупателей;
  • внедрение практики заблаговременного выставления счетов на оплату и регулярного напоминания клиентам о приближении срока платежа;
  • закрепление срока начала работы с просрочкой платежа сразу на следующий день после наступления договорного срока оплаты (если деньги от покупателя в срок не поступили);
  • иные меры (координация работы менеджеров по наиболее значимым платежам и др.).

Какие меры помогают снизить риски невыполнения обязательств, узнайте из материала «Обеспечительный или гарантийный платеж по договору аренды».

Формулы для расчета и анализа показателей, связанных со сроками погашения долгов

Среди основных показателей, применяемых для анализа дебиторской задолженности (в том числе по срокам ее погашения), можно назвать:

  • Среднюю величину дебиторской задолженности (ДЗср):

ДЗср = ОП × ПИ/365,

где:

ОП — годовой объем продаж на условиях товарного кредита;

ПИ — средний период инкассации.

  • Календарную оборачиваемость дебиторки (средний период инкассации) — КОД:

КОД = ДЗср / Всрд,

где Всрд — среднедневная выручка от продажи товаров на условиях товарного кредита.

  • Коэффициенты: оборачиваемости дебиторской задолженности (КОдз) и ее просроченности (КПдз):

                                                          КОдз = ОР / ДЗср                                                        

КПдз = Пдз / ДЗ

где:

ОР — общий объем реализации;

Пдз и ДЗ — сумма просроченных долгов дебиторов и общая дебиторка компании соответственно.

КОдз показывает быстроту получения денег за реализованную продукцию или товары. А по динамике роста КПдз можно судить о масштабах неплатежей дебиторов компании и потенциальных рисках снижения ее ликвидности.

О нюансах анализа долгов фирмы узнайте из материала «Анализ дебиторской и кредиторской задолженности (нюансы)».

Срок погашения задолженности нарушен: последствия в учете продавца

Не оплаченная в срок и ничем не обеспеченная задолженность дебитора признается, по нормам бухучета, сомнительным долгом и требует в обязательном порядке создания в бухучете специального резерва по сомнительным долгам (п. 70 Положения по ведению бухучета и отчетности).

Создавать резерв в бухучете обязаны все фирмы, у которых есть такие долги, включая малые компании.

Как зарезервировать просроченную дебиторку в бухучете, расскажет материал «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».

В налоговом учете создание подобного резерва является добровольным. При этом необходимо учесть, что с 2017 года по нормам п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительной признается только та часть долга дебитора, которая превышает кредиторскую задолженность. В предыдущих периодах фирмы могли законно включать в резерв всю сумму сомнительной дебиторки, даже при наличии встречных кредиторских долгов (письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).

Узнайте о налоговых особенностях создания резерва по сомнительным долгам из материала «Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете (нюансы)».

Итоги

Эффективная работа компании во многом зависит от своевременного поступления на ее счета денежных средств от покупателей. Для контроля просроченных платежей применяется показатель срока погашения задолженности дебиторов.

Он рассчитывается в днях и служит сигналом возможного снижения ликвидности компании.

Наличие просроченных долгов не только негативно отражается на финансовых показателях фирмы, но и вынуждает ее к дополнительным действиям (созданию резерва по сомнительной задолженности, поиску альтернативных путей взыскания долгов и др.).

 

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

Любите соц.сети? Приходите в нашу группу Вконтакте

Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения