Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Как провести анализ рентабельности?

Анализ рентабельности — кому и для чего он может понадобиться? На этот вопрос мы ответим в данной статье. А заодно расскажем, что собственно есть рентабельность и как она считается.

Для чего вообще нужен финанализ

Анализ финансовой отчетности решает следующие основные задачи:

  • оценка имущественного и финансового состояния организации;
  • определение эффективности использования ресурсов, выявление резервов роста компании;
  • имущественный и финансовый прогноз.

Анализ рентабельности, о котором пойдет речь в данной статье, относится к 2-й группе задач. В проведении и результатах финанализа заинтересованы:

  • руководство предприятия;
  • соответствующие службы, в компетенцию которых входит работа с финансовыми показателями (плановые, экономические и даже налоговые);
  • собственники компании (учредители, акционеры);
  • инвесторы (оценивают финансовое состояние, изучают эффективность использования ресурсов);
  • коммерческие банки (проводят оценку кредитоспособности и определяют степень риска выдачи кредита);
  • контрагенты, например поставщики, которых интересует риск неоплаты контрактов.

С учетом пользователей финансовой информации и целей анализа его принято делить на внутренний и внешний.

Рентабельность бизнеса значится в числе показателей, учитываемых при налоговых проверках. Узнайте больше о его значении в данном контексте из экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к документу бесплатно.

Что рассчитывают и оценивают в ходе анализа

На практике анализ финансовой отчетности подразделяется на два блока:

  1. Оценка и анализ экономического потенциала предприятия, в том числе:
  • оценка имущественного положения;
  • построение аналитического баланса-нетто;
  • вертикальный анализ баланса;
  • горизонтальный анализ баланса;
  • анализ качественных сдвигов в имущественном положении;
  • оценка финансового состояния;
  • оценка ликвидности и финансовой устойчивости.

Подробнее читайте в статье «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия».

Как видим, этот блок базируется на основе данных бухгалтерского баланса.

  1. Оценка и анализ финансовых результатов, в том числе:
  • оценка объема продаж;
  • анализ структуры доходов организации;
  • анализ структуры расходов организации;
  • анализ прибыли;
  • анализ рентабельности;
  • оценка финансовой устойчивости, кредито- и платежеспособности.

Здесь уже пригодятся и баланс, и отчет о финансовых результатах.

Прежде чем говорить об анализе рентабельности, напомним, в чем ее суть и каков порядок расчета.

Понятие и общая формула расчета рентабельности

Мы уже не раз говорили, что рентабельность — это относительный показатель прибыльности. Она показывает нам, какую сумму прибыли организация получает с каждого рубля, вложенного в бизнес и истраченного в процессе деятельности.

Рентабельность представляет собой отношение прибыли к тому объекту, эффективность работы (отдачу) которого требуется узнать. Условно обозначим этот обобщенный показатель как Х, и тогда общая формула рентабельности предстанет перед нами в следующем виде:

Рх = П / Х × 100%,

где: Рх — рентабельность соответствующего вида;

П — прибыль (валовая, операционная или чистая);

Х — показатель, рентабельность которого мы считаем (подробнее на них остановимся далее).

Рентабельность выражается в процентах, следовательно, частное от отношения умножается на 100.

Наряду с рентабельностью, есть большое количество иных составляющих финансового анализа. Ознакомьтесь с ними в тематической публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.

Какие виды рентабельности существуют

Показателей рентабельности много. Фактически столько же, сколько финансовых показателей, эффективность которых может заинтересовать пользователей. В основном для анализа рентабельности используют следующие:

  1. Рентабельность продаж, или общая рентабельность. Она дает информацию о том, сколько копеек прибыли заложено в каждый рубль выручки, представляет собой отношение прибыли к объему продаж и считается по формуле:

Рпрод = П / Оп × 100%,

где:

Рпрод — рентабельность продаж;

П — прибыль (валовая, операционная, чистая);

Оп — объем продаж (выручка).

Подробнее о нюансах расчета рентабельности продаж читайте в статье «Формула для расчета рентабельности продаж по балансу».

  1. Рентабельность продукции. Этот показатель говорит об эффективности понесенных предприятием затрат, показывает долю прибыли в каждом рубле, израсходованном на производство продукции. Формула его расчета следующая:

Рпр = П / Сс × 100,

где:

Рпр — рентабельность продукции;

П — прибыль;

Сс — себестоимость.

С учетом целей анализа эту рентабельность рассчитывают:

  • по чистой прибыли или по прибыли от продаж;
  • по полной себестоимости продукции или только по производственной.

Подробнее о расчете читайте в статье «Как рассчитать рентабельность продукции».

  1. Рентабельность активов, которая скажет нам, сколько прибыли отдает каждый рубль, вложенный в имущество фирмы. Она представляет собой отношение прибыли к активам и рассчитывается по формуле:

Ракт = П / Ак × 100%,

где:

Ракт — рентабельность активов;

П — прибыль;

Ак — средняя стоимость активов организации за расчетный период.

Рассчитывают рентабельность внеоборотных, оборотных или суммарных активов, а иногда и рентабельность отдельных видов имущества, например ОС.

Об особенностях расчета рентабельности активов можно узнать из статьи «Определяем рентабельность активов (формула по балансу)».

  1. Рентабельность капитала, в том числе:
  • рентабельность собственного капитала, которая информирует о том, эффективно ли работают собственные источники фирмы, и рассчитывается по формуле:

Рск = П / СК × 100,

где: Рск — рентабельность собственного капитала;

П — чистая прибыль (рентабельность собственного капитала считают только по чистой прибыли);

СК — средняя величина собственного капитала за расчетный период.

Подробнее см. в статье «Определяем рентабельность собственного капитала (формула)».

  • рентабельность заемного капитала — аналогичный показатель, демонстрирующий доходность заимствований:

Рзк = П / (ДО + КО) × 100,

где:

Рзк — рентабельность собственного капитала;

П — чистая прибыль;

ДО — долгосрочные обязательства;

КО — краткосрочные обязательства организации.

Основные показатели мы назвали, теперь расскажем, как непосредственно проводят анализ рентабельности.

Как проводят анализ рентабельности

Очевидно, что, прежде чем анализировать рентабельность, ее следует рассчитать. О порядке расчета мы рассказали выше.

Затем проводят сравнительный анализ. При этом фактические показатели можно сравнивать:

  • с плановыми показателями самой компании;
  • показателями за предыдущие периоды;
  • среднеотраслевыми значениями.

После этого проводят факторный анализ. При этом определяют влияние на рентабельность внешних и внутренних факторов, а также выявляют резервы роста.

В качестве примера факторного анализа рентабельности собственного капитала можно привести 3-факторную формулу Дюпона:

Рск = (П / Выр) × (Выр / Акт) × (Акт / СК),

где:

Рск — рентабельность собственного капитала;

П — чистая прибыль;

Выр — выручка;

Акт — активы;

СК — собственный капитал.

С помощью этой формулы оценивают влияние на рентабельность СК таких значимых факторов, как:

  • рентабельность продаж по чистой прибыли;
  • оборачиваемость активов;
  • финансовый рычаг, т. е. соотношение собственного и заемного капитала.

Если рентабельность СК низкая, указанная формула поможет выяснить, какой из факторов повинен в этом в большей степени.

Заметим, что данная факторная модель демонстрирует наличие обратной зависимости между рентабельностью СК и финансовой устойчивостью фирмы: при увеличении собственного капитала снижается его рентабельность, но возрастает финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия в целом. Так что недостаточно высокая рентабельность собственного капитала, возможно, и не лучший результат для собственников, но для самой компании это не всегда плохо.

Ознакомьтесь со спецификой расчета чистых активов предприятия в тематической публикации.

Итоги

Анализ рентабельности — важный компонент оценки имущественного положения и финансового состояния бизнеса. Его результаты интересуют многих пользователей — как внутренних, так и внешних. Методы анализа различны и разнообразны, а их выбор зависит от того, какая цель стоит перед аналитиком.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить