Анализ затрат на производство и реализацию продукции — одна из составляющих системы менеджмента производственного предприятия. В этом материале рассмотрим основные аспекты такого анализа.

 

Зачем анализировать затраты

Анализ общей суммы и структуры затрат

Анализ динамики затрат в себестоимости

Итоги

 

Зачем анализировать затраты

Анализ затрат на производство и реализацию продукции необходим для того, чтобы получить следующую информацию для принятия менеджерских решений:

  • какой итоговый доход дает каждое из направлений деятельности предприятия;
  • какую прибыль приносит та или иная группа выпускаемой продукции или отдельный вид продукции;
  • насколько эффективно используются ресурсы в производстве и какие есть пути влияния на недостаточную эффективность использования ресурсов;
  • насколько эффективной является действующая система ценообразования и сбыта готовой продукции;
  • какие методы планирования и управления затратами следует предпочесть на данном этапе работы предприятия.

Подробнее о методах планирования затрат прочтите «Планирование затрат на производство и реализацию продукции».

Выбор инструментов анализа зависит от того, какое из перечисленных выше направлений является приоритетным на текущий момент:

  • Анализ структуры затрат дает наиболее полную картину эффективности производимых расходов компании. Соответственно, в результате становится возможным принять управленческие решения, связанные с формированием планов по дальнейшей деятельности предприятия, выявлению резервов снижения издержек, повышению общей эффективности и рентабельности производства и продаж.
  • Анализ динамики затрат дает представление о влиянии того или иного компонента затрат на итоговый финансовый результат от деятельности предприятия. Причем такое влияние отслеживается во времени. Анализ динамики дает возможность находить варианты управления прибылью и рентабельностью предприятия.

Анализ общей суммы и структуры затрат

Данный вид анализа представляет собой разновидность факторного анализа. Суть его в том, что общую сумму затрат (влияющую на получаемый в итоге результат от деятельности) подвергают детализации сначала на статьи затрат, затем каждую статью — на составляющие. Затем анализируют влияние каждой составляющей на общий результат.

Пример

Общая сумма затрат ООО «Металлоконструкции» за анализируемый период составила 10 000 000 руб. Из них на первом этапе анализа выделены:

Закупка МПЗ — 5 000 000 руб.

Зарплата и налоги с зарплаты — 3 000 000 руб.

Коммунальное снабжение — 1 500 000 руб.

Прочие расходы — 500 000 руб.

На втором этапе структурного анализа каждая статья детализируется:

Закупка МПЗ

Основное сырье — 3 500 000 руб.

ГСМ — 550 000 руб.

Запчасти —350 000 руб.

Инвентарь — 100 000 руб.

Спецодежда — 200 000 руб.

Доставка и хранение МПЗ — 300 000 руб.

На основе такого анализа можно сделать вывод о том, что основную долю в общем объеме расходов составляют закупки МПЗ. В свою очередь, в составе всех закупок основное место занимают закупки сырья, используемого в производстве продукции. Зная это, можно определить и проработать такие примерные варианты управления затратами:

  • оптимизировать управление МПЗ — например, установить нормативы по наличию МПЗ на складе таким образом, чтобы не возникало затоваривания склада неиспользуемыми остатками, не было потерь при хранении и т.п.;
  • сделать анализ рынка закупок МПЗ и пересмотреть работу с поставщиками — возможно, есть варианты заключения долгосрочных контрактов на поставку МПЗ с более низкой ценой, с привлекательными системами скидок;
  • проанализировать незапланированные расходы — например величину брака в производстве и относящийся к ней расход МПЗ, рассмотреть пути минимизации таких потерь.

Анализ динамики затрат в себестоимости

Данный вид анализа предполагает сопоставление данных бухотчетности за несколько периодов. В отношении именно затрат — в первую очередь анализируют отчет о финрезультатах. Исходя из того, какой аспект хотят исследовать более углубленно, анализ финрезультатов и затрат в них может быть:

  1. Вертикальным — когда показатель выручки по отчету о финрезультатах принимается за 100%, а затем для каждой отраженной в отчете расходной статьи определяется процентное соотношение с выручкой. Анализ позволяет определить, как изменяются составные части затрат по времени и в зависимости от объемов продаж.

Пример

ООО «Металлоконструкции» из предыдущего примера планирует приобрести новое оборудование в лизинг. Размер платежа в год составит 4 000 000 руб. Объем выпуска продукции на имеющемся оборудовании составляет 10 000 000 руб. С внедрением нового оборудования объем можно увеличить:

  • в 1-й год в 1,5 раза;
  • во 2-й год в 2 раза.

Плановые показатели (выдержка из прогнозного отчета) будут такими:

Показатели отчета

Текущий год

1-й год лизинга

2-й год лизинга

Абсолютный показатель (тыс.руб.)

Относительный показатель (%)

Абсолютный показатель (тыс.руб.)

Относительный показатель (%)

Абсолютный показатель (тыс.руб.)

Относительный показатель (%)

Выручка

15 000

100

22 500

100

30 000

100

Себестоимость

10 000

66,67

15 000

66,67

19 500

65

Лизинговые платежи

-

-

4 000

17,78

4 000

13,33

Из такого вертикального сопоставления видно:

  • С увеличением объема выпуска продукции на новом оборудовании доля расходов на лизинговые платежи в выручке будет сокращаться.
  • Полная загрузка нового оборудования приведет к уменьшению производственной себестоимости продукции. Однако произойдет это не сразу, а только после адаптации технологии и выхода на максимальную загрузку новых производственных мощностей.

Что может включаться в себестоимость, смотрите в статье «Какие затраты включает коммерческая себестоимость продукции?».

  1. Горизонтальным — когда отслеживается динамика каждой статьи отчета о финрезультатах за несколько периодов. Горизонтальный анализ обычно является дополняющим к вертикальному.

Пример (продолжение)

В горизонтальном представлении уже рассмотренная нами выдержка из прогнозного отчета ООО «Металлоконструкции» будет выглядеть так:

Показатели отчета

Текущий год

1-й год лизинга

2-й год лизинга

Абсолютный показатель (тыс.руб.)

Относительный показатель (%)

Абсолютный показатель (тыс.руб.)

Относительный показатель (%)

Абсолютный показатель (тыс.руб.)

Относительный показатель (%)

Выручка

15 000

100

22 500

150

30 000

200

Себестоимость

10 000

100

15 000

150

19 500

195

Лизинговые платежи

-

-

4 000

100

4 000

100

Интересно, что выводы по изменению себестоимости в результате внедрения нового оборудования и увеличения объема выпуска будут примерно такими же, как и при вертикальном анализе: задействование максимальной мощности нового оборудования приведет к снижению производственной себестоимости.

А вот в том, что касается изменения доли лизинговых платежей в общей совокупности затрат, горизонтальный анализ нюансов не покажет.

Итоги

При анализе затрат на производство и реализацию продукции применяются несколько общеупотребимых методик. Выбор конкретного метода зависит от цели проведения анализа.